Задача обновления методической службы была четко обозначена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (2002 г.). Данный документ предлагал оптимальное решение - построить службу на принципах сетевой организации и маркетинга. Сегодня количество предлагаемых моделей не сосчитать.
За 10 лет в стране произошли колоссальные перемены, коснулись они и системы образования. Школа стала другой, государство пытается решить ключевую проблему и в экономическом, и в политическом плане - улучшение материального положения учителя. Свидетельством тому стали приоритетный национальный проект «Образование» и Комплексный проект модернизации образования. Результат их реализации продемонстрировал необходимость формирования открытой, мобильной, способной к диссеминации методической службы.
Логическим завершением модернизации, документом, обозначившим вектор стратегического движения системы, стала Национальная образовательная стратегия - инициатива Президента РФ Дмитрия Медведева «Наша новая школа». Именно в ней точно обозначена принципиальная важность фигуры нового учителя для нашей новой школы: «Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации... Ключевая роль в школе принадлежит учителю».
Первый президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров выразил эту же мысль словами, ставшими рефреном всего восстановительного периода: «Учитель создает нацию». От его уровня профессионализма зависят успех модернизации, внедрение новых стандартов, умение сделать так, чтобы информационная среда образовательного учреждения стала не данью инновационной моде, а сущностной необходимостью образовательного процесса. Конечной целью образования объявлен успешный выпускник, обладающий фундаментальными, а не минимальными знаниями, владеющий необходимыми компетенциями, чтобы эти знания применять на протяжении всей жизни, занимающий активную жизненную позицию.
Кто в ответе за реализацию этого социального заказа общества, государства и родительской общественности? Конечно, ключевая фигура образования - учитель. НО КАКОЙ УЧИТЕЛЬ? Разумеется, тот, который успешен сам, счастлив сам, сам креативен и компетентен. Вчерашний учитель-ремесленник не в состоянии выполнить эту миссию. Дети такого учителя не воспринимают, его престижность стремительно падает до нулевой отметки. Популярен не учитель говорящий, а учитель, организующий учебный процесс, заставляющий думать, ставящий проблемные задачи и обучающий технологиям решения этих задач. Новой школе нужен новый учитель. Эта стратегическая задача, определенная Министерством образования и науки ЧР, явилась стартом для возрождения института повышения квалификации педагогов ЧР. Сегодня институт - активный участник всех происходящих в образовании изменений и осуществляет свою образовательную деятельность на основе социального заказа, поступающего от образовательных учреждений и муниципалитетов.
Деятельность института по научно-методическому и информационному сопровождению инновационных практик, потребность в изменении подходов к организации, содержанию и технологиям повышения квалификации педагогических кадров, обусловленные масштабностью и инновационностью направлений развития республиканской системы повышения квалификации, потребовали конкретных практических преобразований, первым из которых стала организационно-структурная перестройка института. С 2008 года усилен профессорско-преподавательский состав кафедр:
3 доктора наук, 6 кандидатов наук, 3 заслуженных учителя ЧР. Институт располагает административным зданием и современным учебным корпусом, где созданы все необходимые условия для качественного обучения слушателей и их комфортного пребывания. В открытии нового здания принял участие президент ЧР Рамзан Кадыров, который поставил перед педагогическим сообществом задачу качественного обновления системы образования республики. Частые гости института - члены парламента республики, главы муниципальных систем образования. Оценить качество организации курсов имел возможность и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, посетивший институт в июле 2009 года.
Значительную роль в становлении системы повышения квалификации сыграло установление партнерских отношений с региональными институтами Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Астраханской области, Краснодарского края и др. Вписаться в образовательное пространство страны, ушедшей на 10 лет вперед, - задача не из легких. Четырнадцатитысячная армия учителей ЧР на протяжении 10 лет не имела возможности повысить квалификацию, не говоря об инновациях и информационных технологиях. В этой ситуации процесс проектирования стратегических перспектив будущей деятельности помог выстроить институт образовательной политики «Эврика», возглавляемый Александром Адамским. Совместно с институтом была разработана Программа развития системы образования Чеченской Республики. 44 образовательных учреждения на правах инициативы вошли в проект КПМО, в марте 2008 года Министерство образования и науки республики подает заявку на участие в эксперименте по организации ЕГЭ. Все это стало новым импульсом в работе института. Времени на раздумья и раскачку не было. Заданный темп работы и задачи, стоящие перед системой, требовали радикальных изменений как в организационном, так и в содержательном плане. Практически за полгода на 90% изменился кадровый состав института. В настоящее время в институте - 18 кафедр, девять центров и библиотека. В этом году при институте начнет работать информационно-методический центр. Серьезное внимание нами уделяется повышению профессионального мастерства и научному росту педагогических и руководящих работников. За три года в институте защищены 4 кандидатские диссертации. Ведется подготовка научных кадров: соискатели - 8 человек, над докторскими диссертациями работают 3 человека, над кандидатскими - 8 человек. Необходимо подчеркнуть, что большинство научно-педагогических работников института - бывшие учителя образовательных учреждений.
ЧИПКРО осуществляет организационное и научно-методическое руководство 64 республиканскими опытно-экспериментальными площадками, среди которых 9 площадок осуществляют внедрение системы Л.В.Занкова в образовательную практику, 5 площадок по апробации учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ издательства «Бином. Лаборатория знаний» и 50 экспериментальных площадок реализуют федеральный проект «Полилингвальная модель поликультурного образования как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных учреждений».
Из 19800 учителей за 3 года охвачены повышением квалификации 7650 человек, что составляет 39% от общего числа. Из них по Федеральной целевой программе - 1670 учителей, по линии ЮНИСЕФ - 1117, АПКиППРО - 300. Остальные - на базе ЧИПКРО по заказу Министерства образования и науки ЧР. В 2009 году проведено 47 семинаров, в которых приняли участие 2220 педагогов. Ежемесячно проводятся 144-часовые курсы ПК, которые ориентируют учителей на построение проектной и исследовательской деятельности, освоение инновационных образовательных и информационных технологий. Одним из результатов организационно-содержательных преобразований стало увеличение таких форм занятий, как тренинги, мастер-классы, дискуссии. За два года подготовлено более 300 экспертов в области лицензирования и аккредитации, 290 экспертов по сопровождению ЕГЭ. В условиях модернизации системы повышения квалификации работников образования обновлено содержание программ обучения. Программы разрабатываются на блочно-модульной основе и включают следующие блоки: социокультурный, психолого-педагогический, образовательных и информационных технологий, теоретический и методического сопровождения.
Курсовая подготовка ведется с использованием интерактивных форм обучения, образовательных и информационных технологий, мультимедийных средств обучения и т. д.
В Чеченской Республике осуществляется реализация федерального проекта «Разработка и апробация модели многовекторной системы непрерывного образования директоров школ» с использованием модульных программ «Современный образовательный менеджмент», рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. По данной программе на сегодняшний день обучение прошли 200 человек.
Институтом проведена работа по оказанию методической помощи педагогам, участвующим в федеральном проекте «Основы религиозных культур и светской этики».
В рамках реализации данных федеральных проектов государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» были подготовлены тьюторские команды для Чеченской Республики. Сопровождение проектов модернизации последних трех лет академией явилось неоспоримым доказательством востребованности системы, ее мобильности, способности адекватно реагировать на запросы времени. Успешная реализация столь широкомасштабных проектов последних лет позволит накопить успешный управленческий и педагогический опыт и, думается, поставить точку в споре о необходимости и востребованности системы повышения квалификации учительского корпуса страны.  

Ганга ЭЛЬМУРЗАЕВА, ректор чеченского института повышения квалификации работников образования