Из-за военных действий 1999-2000 годов в республике было уничтожено 90% библиотечных фондов библиотек образовательных учреждений. Министерство образования и науки Чеченской Республики вынуждено было начать работу по комплектованию фондов библиотек школ с нулевого показателя, а это работа не менее чем с десятью издательствами. Обеспечение фондов библиотек федеральными и региональными учебниками в течение пяти лет финансировалось как из федерального, так и из республиканского бюджетов.
В годы военных действий образованию и школьным библиотекам помогали многие московские школы. В каждой коробке с учебниками или художественной литературой находились неописуемо теплые по содержанию письма от московских учителей и школьников со словами поддержки чеченских школьников и осуждением «героев», развязавших войну на Кавказе. Низкий поклон коллегам, всем, кто вместе с нашими учителями и школьниками переживал за происходившие в республике события. Тогда, в 2003 году, президент Русской школьной библиотечной ассоциации Т.Д.Жукова, приехав с семинаром к библиотекарям школ и увидев своими глазами уничтоженные библиотечные фонды школьных библиотек, бросила клич московским издательствам и отправила в адрес библиотек школ учебники, художественную литературу. Издательство «Детская литература» в те годы с душой отнеслось к проблемам уничтоженных войной художественных фондов и оказало огромную помощь в поставке детской художественной литературы. Не остались равнодушными в те годы к проблемам уничтоженных школьных библиотек Республика Башкорстан, Кабардино-Балкария, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, оказавшие помощь школьникам с учебниками, художественной литературой.
Школьные библиотеки начали пополняться программно-художественной литературой для обязательного изучения по программе «Литература», школьными справочными энциклопедиями, произведениями писателей и поэтов республиканского значения. На эти цели из республиканского бюджета в прошлом году израсходовано 50 млн рублей, в этом - 33 млн рублей. 65% школьных библиотек полностью укомплектованы программно-художественной литературой. Сегодня министерством проводится огромная работа по преобразованию библиотек школ республики в информационно-культурные центры, обеспечению их компьютерами с подключением к локальной сети и выходом в Интернет. Разумеется, на все эти цели потребуется немало средств, но век новых информационных технологий требует, чтобы современный школьник не только читал книгу из библиотеки, но и мог пользоваться электронными носителями, помогающими ему добывать необходимую информацию через эти нетрадиционные носители информации. И в этом ученику должен сегодня помочь школьный библиотекарь.
Уже много лет 20% учителей общеобразовательных учреждений занимаются по программам системы развивающего обучения, а в этом году министерство совместно с Институтом повышения квалификации учителей республики организовало работу по апробации пяти новых линий учебников издательства «Русское слово», комплекта учебников «Планета знаний».
 Разумеется, главный инструмент работы школьного учителя и ученика - учебник. И от того, насколько профессионально учитель его использует, зависит качество его работы.

Зинаида СЕРГАНОВА, помощник министра образования и науки ЧР по вопросам учебников и школьных библиотек