Ученическое самоуправление предоставляет ребятам возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания. Представляя интересы всего ученического коллектива, школьники могут организовывать и проводить те дела, которые им интересны, при этом проявляя и развивая свои способности. Важен не только результат совместной деятельности школьников, но и сам процесс. Принадлежность к дружному коллективу учащихся - органу ученического самоуправления, объединенному общими целями, интересами, ценностями, играет важную роль для подростков, предоставляет им возможность общения, ведь именно оно является ведущим типом деятельности в этом возрасте. В процессе коллективного планирования деятельности, реализации своих планов, анализа проделанной работы у школьников вырабатывается «направленность на других людей», которую В.А.Сухомлинский определил как умение чувствовать рядом с собой человека, видеть в его глазах сложный духовный мир.
Вот уже семь лет в нашей школе функционирует детская организация - школьная республика Синтар, ее граждане - учащиеся 1-11-х классов.
Первые выборы в президенты школьной республики прошли в сентябре 2003 года. Кандидаты разрабатывали программы преобразования школьной жизни, группы поддержки проводили агитацию. В голосование активно включились не только учащиеся, но и учителя. Каждому хотелось, чтобы победил именно его кандидат. Первым президентом школьной республики была избрана Тамара Терхоева, в то время ученица
10-го «Б» класса (сейчас она учится в РУДН на
5-м курсе медицинского факультета). Самыми активными членами школьного правительства стали Султан Джамурзаев, Адам Тураев, Седа Сугаипова, Милана Дубаева, Эльза Албастова, Арби Амриев, Седа Архиева, Султан Мерзуев, Мадина Дубаева, Фатима Хачукаева. Свою деятельность правительство освещает в газете «Школьный вестник», главным редактором которой в течение двух лет была Милана Дубаева. Создание газеты дело сложное, поэтому нужно было подготовить себе смену. В 2005 году навыками работы над созданием газеты овладел ученик 9-го «Б» класса Беслан Акиев. На страницах школьной газеты проводятся различные конкурсы, ученики могут разместить свои творческие работы, заметки. Издавались тематические газеты, посвященные традициям школы, Дню Победы. Выпускалось приложение к газете по акции, проводимой в республике, «Молодежь Чечни против наркотиков!».
В 2006 году президентом республики Синтар был избран ученик 10-го «Г» класса Анзор Байсаров. Республика Синтар имеет свой гимн, девиз, устав, флаг, свои традиции. Высший орган республики - общешкольная конференция учащихся, которая собирается два раза в год. Она принимает и изменяет устав республики, заслушивает и утверждает планы и программы деятельности, обсуждает отчеты правительств, утверждает кабинет министров. Все правительство непосредственно подчиняется президенту школьной республики Синтар, который избирается один раз в два года.
Целями деятельности республики является обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации школьников в соответствии с их потребностями, объединение детей на основе общих дел по интересам. Правительство планирует мероприятия, в организации которых задействованы различные министерства, тем самым осуществляя взаимодействие органов самоуправления друг с другом. Каждое министерство выполняет ту или иную функцию в самоуправлении.
Министерство образования проводит рейды по контролю посещаемости, рейды по контролю наличия учебных принадлежностей, организует участие классов в предметных неделях, конкурсах, олимпиадах, анализирует итоги успеваемости и посещаемости.
Министерство печати и информации руководит работой пресс-центра, в функции которого входят ежемесячный выпуск газеты «Школьный вестник», оформление уголка правительства «Наши дела», где отражаются информация о работе заседаний и вся жизнь школы.
Министерство труда и охраны природы организует массовые трудовые десанты школьников, субботники, взаимодействует с министерством здравоохранения, участвует в распределении зон ответственности классов, осуществляет взаимодействие с заведующими кабинетами.
Министерство физкультуры и спорта организует и проводит соревнования среди учеников школы, участвует в проведении массовых общешкольных праздников и праздников по параллелям, выявляет и поощряет лучших спортсменов школы. Вот уже пятый год, что стало традицией школы, 6 мая проводим смотр строя и песни, посвященный Дню Победы и памяти
А.Х.Кадырова. У нас существует лучший юнармейский отряд «Юный кадыровец», он представлял нашу школу в этом году в республиканском смотре и занял призовое место. Наши ребята-боксеры братья Чекиевы, Юнус Арчаков известны не только в районе, но и в республике. Арчаков занял 2-е место в республике по боксу, награжден медалью и денежной премией. Также в этом году мы заняли 1-е место в республиканском конкурсе среди образовательных учреждений по военно-патриотическому воспитанию.
Министерство здравоохранения фиксирует пропуски занятий учащихся школы, сотрудничает с медицинским кабинетом школы, готовит устные журналы и газеты, собирает интересную информацию под рубрикой «Это важно знать!», готовит сообщения в газету «Школьный вестник» по итогам рейдов по проверке внешнего вида учащихся и санитарного состояния кабинетов за месяц, проводит конкурс кабинетов «Самый чистый кабинет», помогает в реализации здоровьесберегающих технологий в программе развития школы.
Серьезным структурным подразделением совета командиров является совет дисциплины, состоящий из старшеклассников, обычно это одиннадцатиклассники. Они разрешают различные конфликтные ситуации, возникающие в любом человеческом обществе.
Министерство культуры действует в целях формирования и развития творческой активности учащихся, организует творческую деятельность в сфере нравственного, духовного, гражданского воспитания с учетом возрастных особенностей как в коллективных, так и в индивидуальных формах работы, готовит и организует общегосударственные праздники, пропагандирует творческие достижения жителей республики.
Я уверена, что в школе необходимо ученическое самоуправление. Оно открывает перед учениками возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений в обществе. У школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать на себя ответственность и определенные обязательства и выполнять их, с другой - подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить (а не получить из рук учителя) и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу, солидарности с другими детьми дает ребенку чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, развивает чувство ответственности за себя и других.

Зоя ДЗЕЙТОВА, заместитель директора по воспитательной работе средней школы №1, ст. Ассиновская