Главная наша задача - решение проблемы безработицы. Ежегодно ведется трудоустройство граждан. Пусть в большинстве случаев это пока временные рабочие места, но все же. Мы работаем над тем, чтобы восстановить заводы, построить новые предприятия. Это сложный процесс, и в одночасье все не решить. Но я уверен, мы придем к тому, что каждый трудоспособный житель республики будет обеспечен рабочим местом, стабильным заработком. В этом вопросе мы большие надежды связываем с развитием агропромышленного комплекса. Уверен, что у нас все получится.
- Как бы вы охарактеризовали нынешнюю общественно-политическую, социальную ситуацию в республике, общий психологический климат, настрой общества в целом?
- Всего лишь несколько лет назад никто не верил, что чеченский народ совершит то чудо, которое мы видим сегодня, - достаточно лишь оглянуться вокруг.
Как известно, в годы проведения контртеррористической операции социально-экономическая инфраструктура республики оказалась разрушенной на 80 процентов, в результате чего в республике насчитывалось около полумиллиона безработных. Это практически все ее трудоспособное население. В такой ситуации самой главной, первоочередной задачей стала стабилизация общественно-политической ситуации в республике. Сегодня трудно однозначно оценить то, что удалось сделать за короткий промежуток времени. Сейчас мы поэтапно создаем все условия для созидательной жизни граждан, включая обеспечение населения новыми рабочими местами. Этому направлению уделяется пристальное внимание. К тому же нам оказывает содействие федеральный центр, без помощи которого республике невозможно было бы выбраться из критической ситуации, которая сложилась в экономическом секторе.
На сегодняшний день ситуация в регионе стабильная. Проводится большой объем работы по развитию республики во всех сферах ее жизнедеятельности. Мы поднимаем экономику, укрепляем органы правопорядка, развиваем здравоохранение, образование, спорт и даже туризм. В будущем Чеченская Республика станет одним из самых процветающих регионов России. Я в этом уверен и знаю, что в этом не сомневаются жители республики.
У всех у нас много надежд. Город Грозный практически полностью восстановлен, следов войны не осталось ни в одном, даже самом дальнем, переулке. Все более растущий интерес к республике как российских, так и иностранных компаний ведет к тому, что инвестиции в экономику республики набирают обороты.
Чеченское общество показало всему миру пример созидательного труда и национального согласия. Мы уже осознали, что жизнь в Чеченской Республике могут наладить единство и сплочение во имя благих целей, а не иностранные миссионеры всех мастей, опиравшиеся на предателей своего народа. Чеченская Республика всегда открыта для друзей и гостей. Но воевать на чеченской земле, принося горе чеченскому народу во имя чьего-то обогащения, мы уже никогда и никому не позволим.
- Какие изменения произошли в системе образования Чеченской Республики за последние годы? Какими достижениями, прорывами вы гордитесь, а что требует повышенного внимания, дополнительных усилий и вложений?
- Приоритетной задачей руководства республики в последние годы стало восстановление учебных заведений. Только за 2009 год построено 97 зданий школ, 48 зданий капитально отремонтированы. По состоянию на
1 сентября 2010 года у нас нет ни одной школы, которая нуждалась бы в капитальном или текущем ремонте. Решены вопросы обеспечения общеобразовательных учреждений ученической мебелью, значительно укреплена учебно-материальная база учреждений начального и среднего профессионального образования. Практически все общеобразовательные учреждения подключены к сети «Интернет». Начата работа по организации дистанционного образования детей-инвалидов. Для этой цели создан центр и охвачены обучением 50 человек.
На инициативной основе Чеченская Республика принимает участие в Комплексном проекте модернизации образования, в эксперименте по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики», в реализации проекта «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
В 2010 году государственную итоговую аттестацию выпускников 9-х классов по русскому языку провели в новой форме ГИА. Участвуем в федеральном проекте по привлечению перспективных выпускников вузов для работы в общеобразовательных школах (оказанием государственной поддержки в размере 500 тысяч рублей).
Самым главным и важным достижением республики в области образования считаю создание комфортных условий для работы педагогам и обучения детям.
Повышенного внимания к себе требуют вопросы обеспечения общеобразовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами, обеспечения горячим питанием школьников, обновления компьютерной техники, создания условий для работы учреждениям дополнительного образования.
- Иногородние вузы и ссузы уже не первый год выделяют абитуриентам из Чеченской Республики места, что само по себе факт позитивный, имеющий свои безусловные плюсы. Планируется ли расширение и развитие собственной инфраструктуры среднего и высшего профессионального образования в вашем регионе?
- В средних и высших учебных заведениях открыты и дополнительно планируется открытие новых специальностей в соответствии с требованиями восстанавливаемой экономики и социальной сферы Чеченской Республики.
Восстановлено здание Чеченского государственного педагогического института. Ускоренными темпами идет восстановление учебных корпусов Чеченского государственного университета и Грозненского государственного нефтяного института.
- В вашей республике прошел республиканский конкурс «Выпускник-2010». Инициатива такого состязания заслуживает внимания, поскольку дает возможность сделать некий срез интеллектуального уровня, духовной культуры молодежи, выходящей из стен школы во взрослую жизнь. Какие главные черты и особенности выявились у финалистов конкурса? Каков же обобщенный портрет современного чеченского выпускника?
- По уже сложившейся традиции в рамках проведения республиканского выпускного бала выбираются 10 лучших выпускников республики. Критериями отбора являются участие в общественно полезных мероприятиях, креативность, высокий результат в рейтинговой таблице по республике по итогам государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Что касается портрета чеченского выпускника, то мы в работе с учащейся молодежью приоритетным направлением считали и считаем духовно-нравственное воспитание, которое предусматривает привитие молодым людям таких ценностей, как уважение к обычаям и традициям нашего народа и народов, населяющих нашу страну, соблюдение норм ислама и шариата. Наша задача вырастить детей высокообразованными гражданами, для которых стремление найти свое место в жизни и плодотворно трудиться во имя Аллаха, чеченского народа и нашей великой Родины является необходимостью.
Таким я и представляю современного чеченского выпускника.
- Не так давно Павел Астахов назвал уникальным опыт защиты прав детей в Чеченской Республике. В чем его особенности и чем он может быть полезен для других российских регионов?
- На протяжении длительного периода времени чеченцы выработали свои методы воспитания детей в семье и в традиционном обществе. Народная система воспитания была в первую очередь направлена на становление и укрепление качеств и свойств, необходимых в жизни, достигалось это в семье и обществе посредством сочетания разных форм воспитания (трудового, физического, нравственного, эстетического).
Это строгая, выверенная народным опытом система воспитания, где воспитательные функции выполняют не только родители, но и сам образ жизни.
Семьи у чеченцев чаще всего многодетные, с разновозрастным детским коллективом, что позволяет осуществлять взаимопомощь, контроль и защиту друг друга.
Существуют традиции семьи, тейпа, села - все они способствуют воспитанию характера, воли и нравов человека. В традиционной культуре велика роль семейно-родственных отношений, велико воспитательное значение народных традиций, этикета. Уважение к старшим, почитание родителей, бабушек, дедушек, других родственников (о чем свидетельствуют обряды и горский этикет) сохраняются и в наши дни. Авторитет и статус старших по мере их старения не ослабевает, а укрепляется.
Воспитание уважения и почтения к родителям, особое отношение к женщине-матери считается самым богоугодным делом и святой обязанностью. Проявление неуважения и непочтения к родителям, неисполнение сыновнего долга - самый безнравственный поступок, который сурово осуждается обществом.
В республике создан и функционирует Центр духовно-нравственного воспитания и развития, призванный обеспечить возрождение и развитие на современном этапе национально-этнических, религиозно-этических, семейных традиций чеченского и других народов, населяющих наш регион, начиная от почтения к родителям и уважения к старшим и заканчивая осознанием высочайшей ответственности перед своим народом, республикой и страной.
Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в республике занимает обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье.
Деятельность органов опеки и попечительства по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи родственников остается приоритетной для нашей республики.
На 01.07.2010 года в республике всего выявлены и устроены в семьи 4115 детей, из них:
- усыновлены - 136;
- отданы в приемную семью - 18;
- под опекой (попечительством) - 3961.
Дети-сироты - 1123.
Число семей, воспитывающих детей, - 2707.
Более ы90 процентов детей, оставшихся по разным причинам без попечения родителей, по менталитету чеченского народа устроены в семьи своих близких родственников (бабушки, дедушки, тети, дяди и т. д.), только в исключительных случаях дети устраиваются в Республиканскую школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Облик Грозного стремительно меняется. Столица Чечни - город современной инфраструктуры, красочной архитектуры. На улицах порядок, чистота, ухоженность. А что в этом плане происходит в других городах и районах республики?
- Республика полностью преобразилась. Это видно невооруженным глазом. Особенно бросается в глаза волшебное преображение нашей столицы - Грозного. Сегодня его с трудом узнают даже те, кто прожил в нем многие десятки лет. Грозный стал вызывать у жителей республики чувство гордости и восхищения. Наши гости, побывав здесь хоть раз, стремятся вновь вернуться сюда, полюбоваться разительными переменами, достопримечательностями. С завершением генеральной уборки от строительного и бытового мусора наш город стал еще краше. Также прекрасным становится второй город республики - Гудермес.
Здесь ведется строительство современных объектов с использованием новых технологий. Высотки, которые возводятся в центре Гудермеса, станут его визитной карточкой. Теперь величественные здания станут украшением наших городов. Уверен, что не за горами то время, когда и в других населенных пунктах республики начнется строительство великолепных зданий современной архитектуры и воплощение смелых инженерных решений. Хотя эта работа уже ведется. Назову лишь один пример - Курчалоевский район. Скоро намечается его сдача. Вот увидите, насколько он преобразился, особенно районный центр. Существенные преобразования произошли в Шалинском районе, Веденском, в городе Аргуне. В Урус-Мартане ведутся работы по благоустройству города. В целом работы идут повсеместно. Наша задача - обеспечить достойную жизнь населению республики. И я уверен, мы этого добьемся.
- Что изменилось или, возможно, изменится в подходах к системе моральных и материальных стимулов для учителей вашего региона? Как, на ваш взгляд, можно решить проблему привлечения молодых учителей в школу?
- Руководство республики, да и весь народ ЧР в большом долгу перед учительством. Был период, когда педагоги учили детей, не получая заработной платы, рискуя собственной жизнью. Не щадя своих сил и здоровья, восстановили здания и сооружения учебных заведений. Пришло время вернуть им, как говорится, долги.
За последние годы в Чеченской Республике не было ни одного значимого мероприятия, где бы не отмечался труд учителя. Десяткам учителей присвоено звание «Заслуженный учитель Чеченской Республики», 4 педагога награждены высшей наградой республики «Орден А.Кадырова», значительная часть награждена медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой», почетным знаком «За трудовое отличие».
Если в 2006-2009 годы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» для денежного поощрения победителей конкурса «Лучший учитель» из федерального бюджета выделялось 19,7 миллиона рублей, а из регионального - 600 тысяч рублей, то в 2010 году из федерального бюджета выделяется 4 миллиона и столько же из регионального.
С 2007 года в соответствии с указом президента Чеченской Республики №345 от 12.09.2007 года «О дополнительных мерах поощрения лучших педагогических работников Чеченской Республики» по итогам конкурсных мероприятий, проводимых (проведенных) Министерством образования и науки ЧР, 100 лучших педагогических работников образовательных учреждений ЧР ежегодно получат денежные поощрения, в том числе 50 учителей по 50 тысяч рублей, 20 тренеров детско-юношеских спортивных школ, 10 руководителей кружков учреждений дополнительного образования и 20 воспитателей дошкольных учреждений - по 30 тысяч рублей.
Мы отметили также труд 29 педагогов-ветеранов (стаж работы 50 и более лет) денежным вознаграждением в размере 100 тысяч рублей и ценными подарками. Много внимания уделяется санаторно-курортному лечению, психологической реабилитации учителей.
Перечисленные мероприятия не до конца решают проблемы наших учителей, в первую очередь бытовые, так как они носят разовый характер. Здесь должна быть выработана система. Думаю, что и подход к оценке труда педагогов должен быть конкретным, то есть показывают твои учащиеся хороший результат - получай зарплату выше других. И к этой работе должна быть привлечена широкая общественность.
Решение проблемы привлечения молодых учителей в школы, на мой взгляд, зависит от хорошей заработной платы, достойного пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, возможности улучшения жилищных условий.
Если нам удастся решить эти вопросы, то молодые люди, в первую очередь мужчины, обязательно придут в школы.
- Рамзан Ахматович, какие надежды вы связываете с новым учебным годом? Что бы вы пожелали вашим учителям, школьникам, их родителям?
- Как обычно, 1 сентября школы распахнули свои двери перед учениками. В 442 школах Чеченской Республики прошли торжественные события, посвященные Дню знаний. Впервые за парты сели около 25 тысяч ребят. Я хочу, чтобы наши дети приобрели знания, которые в последующем помогут им реализоваться как личности, помогут в развитии нашей республики. Мы, в свою очередь, делаем все, чтобы обеспечить им достойные условия обучения.
Я желаю им упорства в их труде, радости познания и новых открытий.
Учителям хочу пожелать, чтобы их труд находил благодатную почву в умах и сердцах их учеников. Ну а родителям желаю чаще испытывать чувство гордости за отличные отметки своих чад, радоваться их счастливому и здоровому смеху.
Всем педагогам России - творчества, вдохновения и новых высот в профессиональной деятельности!
Вашему коллективу - творить, а «Учительской газете» - ЖИТЬ!