Гармония теории и практики
Вопрос, как избавить российскую индустрию туризма и гостеприимства от кадрового дефицита, на сегодняшний день стоит очень остро, и кому, как не профессионалам, искать пути его решения, предлагать новые, свежие идеи и нестандартные пути их реализации.
Проблема отрыва учебных программ от реальной жизни, в общем, не нова, но, как правило, дальше констатации этого факта дело не идет. В Институте туризма и гостеприимства этот вопрос можно считать успешно решаемым. Здесь была «обкатана» и стала нормой система «внедрения» учащихся в живой рабочий процесс, чтобы органично совместить теорию с практикой. Надо сказать, на первых порах контакты «теоретиков» и «практиков» выявили серьезные разночтения в трактовке понятия «гостиничный сервис». Только приобретя собственный опыт работы, студенты поняли, насколько существенно успех в туристическом бизнесе зависит от качества сервиса, обслуживания, включая улыбку, тональность разговора с гостями, способность предупредить или погасить создавшуюся конфликтную ситуацию... В работе с людьми нет проходных, незначительных моментов - здесь важна каждая мелочь. Это огромный ежедневный труд, большая психологическая нагрузка, с которой надо уметь достойно справляться. Есть и еще одно важное правило: в туризме не приживается понятие «узкая специализация». Ситуация, когда «пуговицы пришиты крепко, а за костюм никто не отвечает», - свидетельство непрофессионализма. Каждый специалист должен хорошо представлять, как работает вся система, чтобы успешно выполнять свою работу. И студенты это хорошо понимают, стараясь на практике узнать как можно больше, с удовольствием постигают секреты мастерства на всех участках - от ресепшена до планового отдела, от курьера до турагента, открывая для себя новые перспективы в освоении профессии.
А знаете ли вы, сколько существует видов туризма? Ручаюсь, мало кто назовет больше пяти, а студенты этого института без запинки отчеканят: активный туризм, бизнес-туризм, внутренний туризм (Россия и страны СНГ), круизы, гастрономический туризм, горнолыжные туры, групповые туры, детский туризм, образовательный, индивидуальный, культурный, лечебно-оздоровительный, молодежный, музейный, этнический, организованный, пешеходный, туризм приключенческий, спортивный, студенческий, экологический, туры в языковые школы, путешествия в экзотические страны, автобусные экскурсии, туры для организованных детских (школьных) групп... И у каждого - свои особенности, которые специалисту надо знать как дважды два.
Увеличение объема практики в процессе обучения - обоюдовыгодный процесс для всех: вузы выпускают настоящих профессионалов, умеющих применять теорию на практике; студенты могут задолго до получения диплома проявить свои деловые качества и получить приглашение на работу; каждая гостиница или турагентство может воспитать для себя кадры, заранее подбирая перспективных студентов и обучая их мастерству на этапе практики, - это большой прогресс в решении кадровой проблемы отрасли, когда можно избежать материально и психологически затратного периода адаптации молодых специалистов.
Сегодня договорные отношения связывают институт с ведущими гостиницами и туроператорами России. Студенты успешно проходят практику в гостиницах: «Мarriott», «Арарат Парк Хайятт Москва», «Swiss», «Holiday Inn», «Golden Apple», «Ирис-Конгресс-отель», «Новотель Москва Центр», «Сретенская», «Ренессанс», «Максима Хотелс», «Белград», «Балчуг Кемпински Москва», «Космос», «СиУайБиМ Вознесенский Отель Лизинг», «Славянская Гостиница и Деловой центр», «Татьяна», «Катерина», «Будапешт», «Петр I» и др.; туристических фирмах: «Путешественник», «Аркадия-Тур», «Стар Трэвел», «Скайвей», «Санрайз Тур», «Астревел», «Касабланка», «Риондо-трэвел», «Крокос-М», «Здравкурорт», «Мибс-Трэвел», Центр культурного обмена «Спутник», Центр молодежных программ «Феникс-НТ».
Ежегодно более 200 студентов направляются на зарубежные стажировки в Турцию, Грецию, США, Великобританию, Австрию, Германию, Финляндию, Италию, Малайзию. Кроме практических навыков, это дает возможность совершенствовать знания языков, методов работы в иностранных компаниях, знакомиться с обычаями и культурой разных стран.
Студентов, прошедших практику, переполняют чувства и эмоции: «Нам очень понравилась стажировка; она помогла понять, что будет от нас в дальнейшем требоваться. Многие из нас вообще только сейчас поняли, хотят ли они работать в этой отрасли»; «Знания и навыки, которые мы получили в ходе стажировки, пригодятся при будущем устройстве на работу. Нам удалось на практике увидеть, что такое работа гостиницы в целом, понять, как взаимодействуют отделы, и, естественно, совместить теорию с практикой»; «Действительно, есть большая разница между тем, что пишут в учебниках, и тем, что существует на деле. Было интересно узнать, что работа в гостинице - очень сложный труд. Но очень захватывающий». И главный результат: «Я хочу сейчас же пойти работать, я готова к этому!»
В институте постоянно ведется работа по трудоустройству выпускников. Здесь есть отдел, куда регулярно поступают заявки от работодателей, а это не что иное, как признание качества обучения. Вуз спокоен за будущее своих питомцев: вооруженные не только качественными теоретическими знаниями, но и практическими навыками, выпускники института очень востребованы на рынке труда.

Обмен педагогическим опытом
Институт регулярно участвует в конференциях, посвященных проблемам подготовки кадров. На обсуждение выносятся актуальные темы: организация и информационные технологии в планово-экономической и финансовой деятельности гостиницы; гостиничные цепи и стандарты предоставляемых ими услуг; глобальные системы бронирования; взаимодействие с туроператорами, организация работы отдела продаж и маркетинга и др. Преподаватели, особенно из других регионов страны, с удовольствием участвуют в таких тренингах и семинарах, где можно получить важную информацию, поделиться проблемами, встретиться с коллегами в неформальной обстановке, получить советы и решить многие вопросы. Ведь они тоже своего рода заложники системы под названием «Теория» и жалуются на трудности, с которыми порой сталкиваются при необходимости ответить старшекурснику на конкретные практические вопросы, и это на самом деле проблема. Институт и в этом «впереди планеты всей»: здесь не мыслят продуктивной работы без преподавателей-практиков, которые пришли из туристической или гостиничной сферы.
Преподаватели вуза всегда готовы поделиться своими профессиональными секретами и рассказать о накопленном опыте работы. В институте работают курсы повышения квалификации работников гостиниц и туристских организаций, осуществляются программы повышения квалификации преподавателей и профессиональной переподготовки.

А студенты тем временем...
Сегодня в институте на 200 преподавателей около 4000 студентов. Само название вуза определяет микроклимат в этом большом коллективе, а еще - установка на воспитание личностных качеств, определяющих профпригодность: коммуникабельность, стрессоустойчивость, толерантность, способность быстро адаптироваться к новым условиям и интегрироваться в систему коллективных ценностей.
Здесь живут весело и дружно. Выпускается студенческая газета, организована баскетбольная, волейбольная команды, а женская сборная по футболу - многократный чемпион России среди студенческих команд. Во время зимних и летних каникул студенты имеют возможность отдохнуть в подмосковных пансионатах или отправиться с друзьями в туристическую поездку по России.
Интернациональный музыкально-этнографический клуб «Открытие мира» для студентов и преподавателей активно развивает контакты с молодежью и творческими людьми со всего мира, проводит встречи, обмены группами, организует праздники, посвященные народным традициям. Участники клуба не только узнают о жизни народов других стран, но и способствуют созданию положительного имиджа новой России за рубежом. Свидетельство этому - многочисленные благодарственные письма, поступившие в адрес ИТиГ от посольств Греции, Эквадора, Кубы, Индии и других стран.
Формальное понятие «мотивация» здесь сумели расцветить яркими красками. И студенты, и преподаватели нацелены на успех. Иначе и быть не может: впереди много планов!