Сегодня нет педагога, который бы не сетовал на бумажный вал различных отчетов и отчетиков, которые захлестывают, мешая работе, отвлекая от главного дела - обучения и воспитания. Безобидное слово «мониторинг», как ни странно, превращает каждого учителя в человека, служащего его превосходительству Отчету. Что такое мониторинг в системе образования? Ученые от педагогики определяют его так: «постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям». Есть и более точное определение: «систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном и местном (включая ОУ) уровнях». Наблюдать за процессом некому, да и не хочет никто это делать, иное дело регулярный сбор данных - сиди себе и давай указания, чтобы собирали отчеты со всех и обо всем. Кто их поставляет постоянно, тот, по мнению чиновников, и работает хорошо.
Перед высшей исполнительной властью отчитывается Министерство образования и науки РФ, поэтому ему нужны отчеты регионов, регионам - отчеты городов, районов, а тем - отчеты образовательных учреждений. Так выстраивается пирамида, в основании которой простой учитель, с которого все кому не лень требуют статистические и прочие данные. Загнанный и запуганный, он не может сказать «нет» никому из вышестоящих. На самом деле они, вышестоящие, - заложники учителя: не даст он требуемых данных, и повалится вся вертикаль отчетности. Но не решается учитель на решительный и категорический отказ делать то, что не входит в его должностные обязанности, то, за что ему не платят. И если разобраться, по большому счету учитель без всякой денежной компенсации работает за методиста, социолога, статистика, архивиста и прочих. Это за счет интенсивности учительского труда, его бессонных ночей, долгих вечеров за письменным столом, часов, оторванных от воспитания собственных детей, заботы о семье, потери здоровья чиновники сочиняют великолепные отчеты, которые отмечаются орденами, медалями, солидными премиями и продвижением по службе. Налицо жестокая эксплуатация учителей подчас во имя демонстрации благополучия, грандиозности свершений в сфере образования даже тогда, когда этих свершений нет и в помине. Но педагог соглашается на все ради того, чтобы заниматься любимой работой в классе, ведь откажешься писать очередной отчет, и уволят, найдут причину или повод. А потому терпит и собирает то, что от него требуют.
Вот, например, такие данные хотят получить от руководителей образовательных учреждений (а те - от учителей) в Вологодской области:
«ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Козленская, 114, г. Вологда, 160012
Телефон: (8172) 75 00 64
Телефакс: (8172) 75 01 19
e-mail: edu@edu35.ru; depobr@vologda.ru
http://www.edu35.ru

11.05.2010               №03-19/1722

На
№_______________ от________________


Об отчете по итогам  
2009-2010 учебного года
    В целях подготовки оперативной информации по итогам работы образовательных учреждений области за 2009-2010 учебный год просим подготовить сведения по прилагаемым формам на электронном носителе в формате *.xls (Excel) для отчетов руководителей (специалистов) муниципальных органов управления образованием и руководителей государственных общеобразовательных учреждений, которые будут проходить по установленному графику в июне 2010 года.
Отчет содержит следующие разделы:
1. Затраты на обучение учащихся за 6 месяцев 2010 года (таблица 1).
2. Сведения о сети образовательных учреждений в 2009-2010 учебном году (таблица 2).
3. Организация питания обучающихся общеобразовательных учреждений, спортивного и медицинского обслуживания, групп продленного дня (таблица 3).
4. Сведения об успеваемости учащихся и итоги деятельности общеобразовательных учреждений в 2009-2010 учебном году (таблица 4).
5. Итоги государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (таблица 5).
6. Итоги государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 (12) классов (таблица 6).
7. Обучение работающей молодежи в вечерних школах, УКП и УКГ в 2009-2010 учебном году (таблица 7).
8. Выполнение учебного плана общеобразовательными учреждениями в 2009-2010 учебном году (таблицы 8, 9).
9. Несчастные случаи и травматизм в образовательных учреждениях во время образовательного процесса в 2009-2010 учебном году (таблица 10).
10. Случаи пожаров в образовательных учреждениях в течение 2009-2010 учебного года (таблица 11).
11. Педагогические кадры в 2009-2010 учебном году (таблица 12).
12. Итоги работы дошкольных образовательных учреждений (таблица 13).
13. Итоги профессиональной подготовки (производственного обучения) обучающихся общеобразовательных учреждений в 2009-2010 учебном году (таблица 14).
14.  Сведения об информатизации общеобразовательных учреждений по состоянию на 1 июня 2010 года (таблица 15).
15. Сведения о государственно-общественном управлении образованием в 2009-2010 учебном году (таблица 16).
16. Юбилейные даты общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей с 01.08.2010 по 31.12.2011 (25, 50, 100 лет) (таблица 17).
Электронная форма отчета с формулами, необходимыми для расчетов, будет направлена в муниципальные органы управления образованием и государственные общеобразовательные учреждения по электронной почте и размещена на сайте Департамента образования области по адресу: www.edu35.ru. Внесение изменений в формулы не допускается.
Отчет по итогам воспитательной работы за прошедший учебный год предоставляется в формате Word (приложение 1).
Для предварительной проверки файл с отчетом необходимо направить по электронной почте svk16@yandex.ru в срок до 25 июня 2010 года.

Заместитель  
начальника Департамента
И.А. Петранцова»
Внушительные установки, весь вопрос только в том, сколько времени должны будут в конце года, а значит, в совершенно авральном порядке потратить на их выполнение управленцы и педагоги.
 Предвижу, как чиновники станут возражать мне и доказывать, как важна статистика. А какая статистика без отчетов и цифр? Ну, конечно, и статистика важна, и цифры (правда, с цифрами у нас просто беда: например, реальная зарплата учителя в 3,5-4,5 тыс.  рублей в отчетах самым удивительным образом вдруг превращается в 12 тысяч в среднем, вызывая изумление педагогов). Но разговор идет не о том, что действительно необходимо для дела, а о глупостях, которые никому не нужны, но которые тем не менее требуют чиновники. А теперь уже не только чиновники от образования, но и иные чиновники, сотрудники правоохранительных и других органов, фондов, общественных организаций через систему образования. Например, в таком случае:

«Руководителям ОУ
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года №259 «О проведении в Российской Федерации Года учителя», Указа Президента Чувашской Республики от 26 октября 2009 года №72 «О проведении Года учителя в Чувашской Республике», плана основных мероприятий, проводимых в 2010 году в Чувашской Республике в рамках Года учителя (распоряжение кабинета министров Чувашской Республики от 15.09.2009 №300-р), Минобразования Чувашии просит предусмотреть открытие сайтов семей, сайтов молодых семей и т. д. с обязательным указанием ссылок на баннере органа управления образованием. Также необходимо предусмотреть проведение мероприятий из цикла «Учитель и мода».
О проделанной работе просим сообщить в отдел образования администрации города Шумерля в срок до 26 мая текущего года по электронному адресу: shumgoroo@gshum.cap.ru

И. о. начальника отдела образования
И.В.Сасакина»
Какое отношение имеет к Году учителя открытие сайтов семей и молодых семей? Конечно, сайты важны, но почему это должны делать руководители ОУ (а на самом деле учителя) и именно в Год учителя? Что, все семьи и молодые семьи учительские? Навряд ли. А уж мероприятия из цикла «Учитель и мода» вообще песня, только не о том, кто и как должен помочь учителям выглядеть модно и красиво. Вот и ломай голову, зачем и. о. начальника отдела образования замечательного города Шумерля дает такие поручения руководителям образовательных учреждений и какое они имеют отношение к учебному процессу. Зато и.о. начальника голову над этим не ломает - считает, главное приказать и все будет выполнено, а в какое время, за счет каких ресурсов (каждый сайт, между прочим, немалых денег стоит), и.о. начальника не беспокоит.
Чиновников вообще не беспокоит абсурдность отдаваемых ими указаний. И тут без примеров, конечно, тоже не обойтись. Ну, казалось бы, святое дело - 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Все готовились, все отмечали, душу вкладывали в эту работу. Но у чиновников нет ничего святого. Вот какое информационное письмо «О форме еженедельного отчета о проведенных в ОУ мероприятиях, посвященных 65-летию Победы в ВОВ» (см. таблицу) получили в одном из регионов руководители образовательных учреждений.
Какой результат может быть описан, например, после встречи с ветеранами? Что это: вручение подарков и их перечень, количество прочитанных стихов и спетых песен или рассказов участников ВОВ о былых сражениях? Неужели тому, кто писал такое письмо, не пришло в голову, что оно кощунственно? Видимо, нет, ведь таких отчетов, конечно, ждали вышестоящие руководители. Так и вижу, как сотни учителей еженедельно тратили время на писанину, которая уничтожала в их душах возвышенные чувства, столь необходимые для воспитания учеников.

P.S. Продолжение в следующем номере.