- Население района составляет более 100 тысяч человек, из них 8600 школьников. Работают 84 образовательных учреждения, из них 49 дошкольных, 30 школ, в том числе две полные и восемь основных сельских. Есть три начальные школы, одна коррекционная VIII вида и одна вечерняя сменная. Кроме того, пять учреждений дополнительного образования.
Мы живем не на дотации, а твердо стоим на ногах - именно это можно считать особенностью Павловского района. Виктор Васильевич Куренков, глава района на протяжении последних десятилетий, приучает нас, управленцев, жить по средствам, его позиция - не брать кредитов. Не все одобряли такой подход, называли старомодным. Фразу «Весь мир живет в кредит» приходилось слышать не раз. Даже в оценках некоторых чиновников проскальзывало недовольство, когда в определенные периоды времени их зарплата была ниже, чем у коллег в соседних дотационных районах. Однако жизнь доказала правоту нашего руководителя. В результате мы оказались в выигрыше. В отличие от соседей, которые брали многочисленные кредиты и теперь вынуждены расплачиваться, сокращая фонд зарплаты, мы живем лучше.
Каждый год перед началом учебного года глава района лично объезжает все образовательные учреждения, проверяя готовность к приему детей. Он знаком со всеми руководителями - мы вместе согласовываем все назначения. Конечно, сделать все идеально сложно. Вы знаете, что перестроить старые здания в соответствии с сегодняшними требованиями практически невозможно, но на все наши запросы власть всегда откликается и идет навстречу. Потому что руководство исполнительного органа власти и депутаты Земского собрания понимают: если речь идет о безопасности детей, экономить нельзя.
- Галина Александровна, вопрос по части экономии. Как в вашем районе проходит реструктуризация сети образовательных учреждений - в частности закрытие малокомплектных сельских школ?
- В течение переходного периода, с 2009 по 2011 год, мы имеем право перераспределять средства, полученные из областного бюджета, между образовательными учреждениями. Мы этим правом пользуемся, чтобы сохранить как можно больше сельских школ. И пока нам хватает денег. В прошлом году закрыли только одну основную школу, в которой было 7 учеников. Сейчас они ездят на школьном автобусе в Тумботинскую школу (это в 7 километрах). На прошедшем недавно заседании Земского собрания было принято решение о закрытии еще двух сельских школ. Все понимают, что содержать целую школу ради 15 детей расточительно для бюджета, «себестоимость» одного ученика становится неоправданно высокой. У местного населения это решение вызвало неоднозначную реакцию. Одни родители хотели бы, чтобы их дети учились в более крупном образовательном учреждении, другие считали, что вместе с закрытием школы рухнет последний оплот и село окончательно умрет. Я сочувствую этим людям, но все-таки нужно реалистично смотреть на ситуацию: образование не сможет спасти село, слишком много причин способствует урбанизации.
Дети не пострадают, они продолжат учебу в соседних школах, их будет доставлять школьный автобус. Что бы ни говорили о преимуществах малокомплектных школ и индивидуального обучения, практика показывает: лучше результаты там, где больше учеников.
Мы ожидали, что нам, как и другим районам, придется столкнуться с закрытием малокомплектных школ, поэтому в прошлом году мы по инициативе главы района закупили пять автобусов по президентской программе «50 на 50» (половину стоимости оплачивает местный бюджет, половину - федеральный). Это было смелое решение, потому что ни один район столько автобусов не закупал.
- Может быть, ваша смелость продиктована близостью к автобусному заводу, тем, что вы можете приобрести его продукцию по льготным ценам?
- Нет, ведь автобусный завод - это не госпредприятие, а акционерное общество, хозяева которого не только не живут в Павлове, но даже по рождению не павловчане (то есть к нашему городу у них нет особых чувств). ОАО «ПАЗ» оказывает городу спонсорскую помощь, но автобусы за полцены нам не продают. Раньше, до акционирования, их школам даже дарили - увы, все это в прошлом.
- Кстати, о путях сообщения. Ваш район расположен на двух окских берегах, которые соединены понтонным мостом только в теплое время года. Это осложняет работу управления?
- Не скажу, что осложняет, но определенные коррективы вносит. Мы знаем: стихия - это серьезно. Зимой у нас действует незамерзающая паромная переправа, летом понтонный мост, в межсезонье паром тоже ходит, но пристает очень далеко от обычного места. Когда же идет ледоход, сообщение на несколько дней прекращается совсем. Однако взаимодействие с образовательными учреждениями в этот момент не страдает, поскольку весь документооборот уже давно идет по электронной почте. Наш район был одним из первых по внедрению новых информационных технологий. Все школы и несколько детских садов подключены к высокоскоростному Интернету, а те детсады, которые еще не подключены, мы прикрепили к близлежащим школам. Могу к этому добавить, что район стал областной экспериментальной площадкой по внедрению дистанционных форм обучения.
- А что со зданиями закрываемых школ: они будут как-то использоваться?
- Да, у Земского собрания мы просили, чтобы здания остались в системе образования. Чтобы не получилось, как с детскими садами. Благодаря тому, что каждый год учреждения образования принимает межведомственная комиссия, вкладываются деньги в проведение планового и текущего ремонта, школьные здания в хорошем состоянии.
- Хотелось бы узнать о перспективах развития сети образовательных учреждений. Можно предположить, что, живя по средствам, трудно строить новые школы и детские сады. Или у вас нет такой потребности?
- Потребность есть. У нас очень большая очередь в садики, и сокращается она медленно. Сегодня в районной очереди более 1200 человек, по городу Павлово - более 700. Мы ежегодно открываем группы в садиках, которые были переданы в другие сферы и перепрофилированы, предварительно ремонтируя их, однако это проблемы не решает. Дело в том, что требования Роспотребнадзора и Госпожнадзора изменились настолько, что садик, который был создан для четырех групп, теперь может иметь только три - необходимо обустройство подсобных помещений согласно требованиям. Бывает и хуже. У нас, например, в близлежащей к Павлову деревне Большое Давыдово есть детсад, вмещавший раньше 35 детей. Теперь, в соответствии с новыми требованиями, он может принять только 15, хотя его общая площадь не уменьшилась ни на сантиметр. И родители, которые водили в него своих старших детей, не могут понять, почему вместимость садика так изменилась и их младшим детям места там не хватает. Как им объяснить, что это не наша прихоть, а требование надзорных органов?
 Что касается школ, то у нас есть потребность и в обновлении старых зданий, и в доведении долгостроев. Самостоятельно строительство сегодня не потянет ни один район, оно осуществляется по областной программе развития социальной инфраструктуры по принципу софинансирования (80 процентов из областного бюджета и 20 из местного). К сожалению, в прошлом году из-за нехватки средств мы не сумели открыть две новые школы, которые были почти готовы. Не смогли закупить оборудование. Это школа в пригородной деревне Лаптево, рассчитанная на 100 школьных мест и 35 дошкольных, и школа в поселке Калининском. Лаптевскую мы откроем к новому учебному году, а с Калининской придется подождать еще год.
- Галина Александровна, а как у вас с педагогическими кадрами? Молодежь удается привлечь?
- Да, и в первую очередь благодаря областной программе, реализующейся при поддержке губернатора. Теперь молодые специалисты, решившие работать в образовании и здравоохранении, могут рассчитывать на получение жилья. По договору они должны отработать за это не менее десяти лет. Вначале программа была рассчитана только на выпускников вузов. Правительство по просьбе руководителей районных управлений, директоров школ и поликлиник внесло изменения, и теперь в программу могут включиться те, кто уже проработал по специальности год или два.  Хотелось бы, чтобы программа не завершалась, тогда молодежь в образовании мы сохраним.

Павлово, Нижегородская область

К сведению

В Нижегородской области реализуется областная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2006-2020 годы.
Все участники программы получают доплату к заработной плате (для работающих в сельской местности - до 6000 рублей, в городской местности - до 4800 рублей). В ходе реализации программы построено 305 индивидуальных жилых домов, приобретено 778 жилых помещений на вторичном рынке недвижимости, а также 1065 автомобилей марки ВАЗ-21074 для специалистов, работающих в образовательных учреждениях области. Общий объем финансирования программы составил 5,3 миллиарда рублей.

Комментарий


Елена РОДИОНОВА, заместитель министра образования Нижегородской области:


- С 2006 года реализуется областная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области».
Одно из условий предоставления социально-экономической поддержки - обязанность молодого специалиста, желающего принять участие в программе, отработать в учреждении образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области не менее десяти лет с момента заключения соглашения.
Должна сказать, что программа весьма популярна среди молодежи, особенно сельской: в каждом муниципальном районе существует конкурс среди молодых специалистов, претендующих на участие в ней (в Ардатовском, Лысковском, Лукояновском и других районах - 3 человека на одну квоту, а в Кстовском - 7 человек).
Функции подбора специалистов для включения в число участников программы возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В каждом районе и округе разработаны и утверждены положения по отбору участников.
На сегодняшний день общее число участников программы составляет 2195 человек из 51 муниципального образования, в том числе 1483 молодых педагога. Для участников программы построено 644 индивидуальных жилых дома, приобретено 1290 квартир на вторичном рынке недвижимости и 1970 автомобилей.