Краткая информация о ЕГЭ как о государственной итоговой аттестации выглядит так: численность выпускников школ в этом году по сравнению с прошлым снизилась на 11 процентов. Несмотря на это, общее количество проведенных экзаменов увеличилось в связи с тем, что больше ребят, кроме математики и русского языка, стали сдавать предметы по выбору, такие как физика, информатика и ИКТ. Подобный выбор выпускников созвучен с государственной политикой в вопросе распределения бюджетных мест в вузах. Объем средств, выделенных государством на их обеспечение, остался прежним, но деньги перераспределены в пользу технических специальностей, бюджетные расходы на подготовку гуманитариев сокращены.
Итоги ЕГЭ показывают, что уровень знаний выпускников школ вырос. Если в 2009 году минимальную границу по основным предметам не преодолели почти 3 процента выпускников, то в 2010-м - 2,3 процента.
По словам Любови Глебовой, спекуляции вокруг ЕГЭ зачастую выгодны недобросовестным педагогам, которые вместо того, чтобы качественно преподавать школьную программу на уроке, с теми же самыми учениками занимаются на платных репетиторских занятиях. Руководитель Рособрнадзора считает, что такие учителя должны лишаться возможности получать стимулирующую часть заработной платы, которая распределяется с участием родителей.
Что касается приемной кампании-2010, то, по данным Рособрнадзора, контрольные цифры приема на бюджетные места практически выполнены, а на внебюджетные места даже государственные вузы недобрали половину абитуриентов. Проблема недостатка абитуриентов зачастую формирует правила борьбы за выживание. Некоторые вузы позволяют себе давать объявления в СМИ такого рода: приходи к нам сам, приводи 9 друзей, и будешь учиться бесплатно. Подобного рода сетевой маркетинг, отметила Любовь Глебова, совершенно не совместим с понятием качества образования. По ее мнению, итоги приемной кампании-2010 очевидно указывают на необходимость оптимизации сети высших учебных заведений.