Работа форума была организована в форме обсуждения насущных вопросов столичной системы образования по таким направлениям, как:

- задачи модернизации профессионального педагогического образования;

- качество образования и новые системы аттестации, оплаты труда работников образования;

- учитель - организатор сотрудничества учащихся, учителей и родителей в классе: новые технологии;

- роль общественных объединений в становлении молодого педагога;

- роль учителя в реализации прав ребенка на получение качественного образования.

Обсуждение шло на дискуссионных площадках под руководством председателей комиссий общественной палаты.

Секция «Задачи модернизации профессионального педагогического образования» была организована комиссией ОПОМ по профессиональному образованию и обсуждала требования к учителю в свете новых Федеральных образовательных стандартов высшего психолого-педагогического образования, пути модернизации педагогического образования в связи с переходом на ФГОС ВПО (двухуровневое образование и кредитно-модульная схема организации учебного процесса), последипломную практико-ориентируемую подготовку кадров образования (педагогическая интернатура), разработку и общественно-государственную экспертизу основных образовательных программ ВПО по подготовке работников сферы образования (педагогов, психологов образования, методистов и менеджеров образовательных систем).

В ходе обсуждения были положительно оценены результаты работы московских городских педагогических вузов по созданию региональной модели перехода высшего педагогического образования на новые ФГОС ВПО (презентация на сайте ОПОМ), представлен и обсужден инициативный проект создания годичной педагогической интернатуры, который, по общему мнению, может быть реализован московским регионом в порядке эксперимента с учетом значительного положительного опыта московских вузов по разработке и реализации специальных практико-ориентированных образовательных программ. Этот проект может быть представлен в форме законодательной инициативы Москвы.

По итогам дискуссии было решено одобрить работу Департамента образования и московских педагогических вузов по созданию региональной модели перехода на новые ФГОС ВПО по направлениям высшего педагогического образования, создать на сайте ОПОМ постоянно действующий электронный форум по проблемам профессионального образования. Участники дискуссии посчитали целесообразным создать рабочую группу ОПОМ при Комиссии по профессиональному образованию ОПОМ, которая займется разработкой модели и предложений по созданию в Москве в экспериментальном порядке программ годичной педагогической интернатуры, рабочей группе Комиссии совместно с Советом ОПОМ подготовить предложения по введению в проект закона «Об образовании» положения о педагогической интернатуре.

Заседание секции «Качество образования и новые системы аттестации, оплаты труда работников образования», организованной Комиссией ОПОМ по вопросам дошкольного, общего, дополнительного образования, превратилось в острую дискуссию по таким вопросам, как качество и результаты образования, что объединяет и что разделяет эти понятия, какие оценочные процедуры качества образования введены в систему столичного образования, что даст учителю и ученику новая аттестация педагогических кадров, каковы возможные риски введения новой аттестации и пути их минимизации, новая система оплаты труда и качество образования: есть ли связь между этими «институтами» и что первично, а что вторично в этой связке?

Участники дискуссии отметили, что до сих пор нет общей принятой концепции о качестве образования ни на уровне Федерации, ни на уровне Москвы. В Москве создается региональная система оценки качества образования, разные субъекты образовательной системы города (МИОО, МЦКО, окружные центры качества образования, школьная система оценки качества образования), активно проводят мониторинги «качества образования», однако все эти «срезы» ориентированы на старое понимание «качества» образования. В ходе выступления шел разговор о разделении таких понятий, как «результаты образования» и «качество образования». Результаты образования в отличие от его качества можно оценить с помощью измерительных процедур. Качество же образования - субъективное понятие и для различных потребителей образовательных услуг может быть разным. В центр внимания дискутирующих попал также вопрос о рейтинговании образовательных учреждений в округах, его цели и объективности. Подверглось критике большое количество показателей (индикаторов) для оценки деятельности образовательного учреждения.

В настоящее время Минобрнауки России представило вниманию сферы образования еще один, поправленный, проект Порядка аттестации педагогических работников. Планируется, что новый порядок начнет действовать с 1 января 2011 года. В новом виде проект выглядит сильно измененным. В нем нет речи о руководящих работниках, ушло понятие базовой категории, нет в тексте упоминания о статусных званиях («учитель-наставник», «учитель-методист», «учитель-воспитатель»). Одно осталось неизменным - теперь все педагоги так или иначе не реже чем раз в пять лет должны будут подтвердить свое право заниматься педагогической деятельностью - соответствие занимаемым должностям. Аттестация для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям будет проводиться один раз в пять лет в форме квалификационных испытаний. При проведении квалификационных испытаний аттестационная комиссия будет оценивать знания, навыки и умения (профессиональный уровень) аттестуемого педагогического работника в соответствии с требованиями квалификационных характеристик по занимаемой должности на основе экзаменационных процедур (индивидуальное собеседование, тестирование и другие формы). На основе проведенной аттестации комиссия может присвоить первую или высшую категорию.

Участники дискуссии в основном обсуждали требования квалификационного экзамена и соответствие его результатов новой системе оплаты труда и нового порядка аттестации работников образования. Они получили информацию о том, что Правительство Российской Федерации проводит реформирование системы оплаты труда в бюджетной сфере, что приведет к отказу от единой тарифной сетки оплаты труда. Опыт регионов, в которых проводится реализация Комплексного проекта модернизации образования (КПМО), показал, что введение новой системы оплаты труда (НСОТ) способствует улучшению кадрового потенциала образовательных учреждений, естественному отбору лучших учителей и отсеиванию педагогов, вносящих незначительный вклад в образовательный и воспитательный процессы. Теперь настала пора введения НСОТ в Москве. Участники дискуссии высказали опасения, что в результате введения новой системы оплаты заработная плата педагогов образовательных учреждений Москвы будет ниже существующей, и предложили не менять существующую систему оплаты по ЕТС. Достаточно высокая заработная плата в Москве в данный момент устраивает большинство учителей, поэтому педагоги крайне негативно относятся к перспективам изменения подходов к формированию новой системы оплаты труда.

По итогам обсуждения вопросов «круглого стола» участники внесли такие предложения:

- Создать рабочую группу Общественной палаты по образованию в Москве по изучению предложений Департамента образования по новой системе оплаты труда в образовательной сфере, опыта регионов по введению НСОТ.

- Предложить Департаменту образования совместно разработать московскую модель новой системы оплаты труда работников системы образования.

- Вынести на публичное обсуждение московскую модель порядка проведения аттестации педагогических работников. Сформулировать от имени Общественной палаты свои предложения по совершенствованию положения о порядке прохождения аттестации педагогическими работниками.

- Рекомендовать Департаменту образования ускорить процесс принятия общегородской концепции качества образования.

- Вынести на обсуждение показатели оценки как деятельности образовательных учреждений, так и участников образовательного процесса.

- Привести в систему измерительные процедуры, разработать общий регламент системы оценки результатов и качества образования.

Значительный интерес педагогов вызвала секция «Учитель - организатор сотрудничества учащихся, учителей и родителей в классе: новые технологии», организованная Комиссией ОПОМ по вопросам реализации социальных городских программ в сфере образования.

В центре дискуссии были современные формы сотрудничества участников процесса образования, основные воспитательные направления по интересам, их сочетание с учебными дисциплинами, организация соуправления процессом реализации проектной деятельности, роль института ассистентов учителей в процессе образования. Дискусанты отметили, что в Москве очень мало экспериментальных площадок по вопросам воспитания, акцент в основном делается на эксперименты в области обучения, слабо распространяются формы совместной работы участников образовательного процесса и взаимодействия с детьми, а командные методы в педагогической работе уже не дают результаты, недостаточна подготовка студентов педагогических вузов к вопросам управления ученическими коллективами, необходимо уделять более серьезное внимание подготовке студентов к проектной деятельности, учителя чрезмерно перегружены, недостаточно защищены юридически, сегодня обостряются проблемы отдыха, здоровья и соответственно качества образования. Участники дискуссии отметили, что важно ускорить процесс перехода на практико-ориентированное образование, что необходимо провести специальную подготовку директоров образовательных учреждений и классных руководителей по вопросам разработки и реализации целевых программ развития коллективов школ и классов.

Весьма актуальными были вопросы, которые обсуждала секция «Роль общественных объединений в становлении молодого педагога», которую организовала Комиссия ОПОМ по трудоустройству и адаптации молодых специалистов. Участники дискуссии обсудили проблемы совместной работы Департамента образования, Общественной палаты по образованию Москвы и Совета молодых педагогов Москвы по решению проблем молодых специалистов города, несогласованности оценки вузов и образовательных учреждений выпускников педагогических вузов при аттестации по окончании непрерывной педагогической практики, развития системы оказания методической помощи выпускникам педагогических вузов, отсутствия вакансий для молодых педагогов в образовательных учреждениях Департамента образования, профессиональной подготовки молодых специалистов города в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

На заседании были выделены такие проблемы, как трудоустройство выпускников педагогических вузов и колледжей, сложности изменения высшего педагогического образования в рамках требований Болонского процесса; необходимость введения послевузовской интернатуры; реализация постановления Правительства Москвы №118-ПП от 09.02.10 «О проведении Года учителя в городе Москве в 2010 году» по введению системы наставничества. По итогам обсуждения участники дискуссии предложили:

- создать рабочие группы по разработке механизмов внедрения и оценки качества системы наставничества и по анализу ситуации по трудоустройству выпускников педагогических вузов;

- разработать единые критерии для соискателей на должность педагогов-наставников;

- провести общие слушания по вопросу перехода высшего педагогического образования на многоуровневую систему подготовки в соответствии с требованиями Болонского процесса.

Какова «Роль учителя в реализации прав ребенка на получение качественного образования», выясняла секция, организованная Комиссией по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса. В центре внимания были актуальные проблемы в реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение качественного образования, здоровьесберегающие технологии как залог получения качественного образования, профессиональная подготовка педагогов в условиях реализации инициативы «HАША НОВАЯ ШКОЛА».

Участники дискуссии предложили ввести в городских педагогических вузах такую специализацию для подготовки, как:

воспитатель учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

социальный педагог для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Они предложили также создать в профессиональных колледжах службу по адаптации выпускников сиротских учреждений, разработать модель мониторинга учебно-воспитательного процесса сиротских учреждений, уделить внимание таким проблемам по охране здоровья школьников, как:

отсутствие медицинских работников в школах (врачей и даже медицинских сестер) как следствие того, что медработникам, работающим в школах, не засчитывают в стаж работу в ГОУ;

диспансеризация школьников, которая должна проводиться ежегодно для всех детей;

мониторинг здоровья детей отражается в паспорте здоровья школьника, который в настоящее время, по мнению нашего коллектива, формален, неудобен, неэффективен и требует своего улучшения.

Все предложения участников форума были направлены в Департамент образования.