Знаете ли вы, что скоро в Москве заработает «Скорая педагогическая помощь», которая поддержит родителей в различных ситуациях, ответит на все их вопросы, посоветует, подскажет и даже сможет осуществлять сопровождение семьи по индивидуальной договоренности родителей со специалистами, удовлетворять потребности семьи в уходе и присмотре за детьми, не посещающими ДОУ? В реальных планах и создание дошкольных групп социальной поддержки, которые окажут комплексную помощь семьям с детьми в трудной жизненной ситуации. А еще многое-многое другое, что столица намерена сделать для того, чтобы помочь разным категориям семей с детьми. Но, пожалуй, хитом нынешнего учебного года будет открытие корпоративных детских садов по инициативе первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Людмилы Швецовой.

Корпоративный детский сад Людмила Швецова увидела в здании ЮНЕСКО в Париже, это был детский сад для сотрудников этой уважаемой организации. Конечно, эта идея не могла не увлечь Людмилу Ивановну, которая в последние годы стала инициатором реализации многих, даже самых, казалось бы, нереальных идей, которые потом становятся инновационными и крайне необходимыми всем. Чтобы предложить создать корпоративный детский сад - или детский сад при учреждении - в то время, когда многие из фирм уже давно слышать не хотят о собственных ведомственных детских садах, нужно обладать большой смелостью. Но расчет правильный: нужно, как говорится, не мытьем, так катаньем заставить ведомства включиться в решение проблемы нехватки мест в детских садах. Не хотите даже через суд отдавать городу перепрофилированные здания детских садов, попробуем взять ваши помещения на добровольной основе, мягко и дружески. Такое могла предложить только женщина, причем женщина, обладающая государственным видением решения насущной проблемы. Иными словами, как вы уже поняли, - Людмила Ивановна Швецова. Но мало было просто предложить идею, нужно было показать ее реализацию на практике и даже подать пример. И Швецова убедила своих коллег по мэрии, что такой корпоративный детский сад нужно создать именно при Правительстве Москвы. Видимо, ее доводы были настолько резонными, что под будущий детский сад были отданы выставочные площади в здании на Новом Арбате. Вот так!

Дальше нужно реализовывать идею, это ответственное дело поручили Центральному окружному управлению образования, а точнее, его команде во главе с Верой Лопатиной. Во-первых, Новый Арбат - это территория ЦАО, а во-вторых, у округа уже есть опыт по созданию такого удивительного симбиоза, как дошкольные отделения при школах. И в случае создания дошкольных отделений, и в случае создания корпоративного детского сада задача одна - сокращение очередей в дошкольные образовательные учреждения, то есть важная государственная задача. Но если уже есть представление о том, как создавать дошкольное отделение, то с созданием корпоративного детского сада работа предстоит новая и масштабная.

Сегодня пока трудно представить, что так же, как в школе, имеющей дошкольное отделение, можно открыть дверь в заводском цехе, в конструкторском бюро или даже в крупном торговом холдинге, перешагнуть порог и оказаться в детском саду. Но представить, что промышленное предприятие, фирма или торговый центр могут поделиться какими-то площадями для создания детского сада, вполне реально. Но тут есть немало проблем. Государственная школа может отдать свои помещения государственному детскому саду, иное дело - фирма, учреждение или организация. Отдать что-то чужому дяде или дитяти для них нынче не по-рыночному. И все же идея открыть детский сад на площади этих уважаемых заведений уже постепенно овладевает массами и, вполне возможно, для их работников ее реализация может стать самым мощным социальным стимулом для качественной, добросовестной и долговременной работы. Сегодня в Москве по части реализации этой идеи лидирует мэрия, но в колонне энтузиастов уже насчитывается немало вполне серьезных вузов, НИИ и даже промышленных предприятий.

Идея создания корпоративного детского сада может считаться очень современной и очень интересной, хотя, признаюсь, в какой-то мере она пока может показаться и экстремальной. Кстати, в Центральном окружном управлении образования корпоративный детский сад сегодня так и называют - «экстремальный», но в этом названии слышится не ожидание риска, а определение учреждения необычного, выходящего за привычные рамки. Педагоги-дошкольники уже сегодня считают, что создание корпоративного детского сада - это удачный альтернативный педагогический проект в сфере дошкольного воспитания и образования детей, который могут поддержать широкие слои общества. Правда, чтобы его реализовать, нужно соблюсти некоторые принципиально важные условия.

Первое условие: организация - будь то орган власти, предприятие или учреждение - должна предоставить помещение, отвечающее всем санитарно-эпидемиологическим требованиям, ведь абы куда детей не поместишь, тем более детей сотрудников; оно должно быть хорошо освещено, находиться не в подвальных, цокольных и чердачных помещениях, оснащено пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения, соответствовать требованиям безопасного пребывания ребенка в учреждении. Второе условие - корпоративный детский сад должен находиться недалеко от государственного детского сада - ведь ему предстоит стать структурным подразделением или, проще говоря, действующим филиалом этого ДОУ. (Детей ведь нужно еще и кормить, но на первых порах сомнительно, чтобы организация создала для корпоративного детского сада свой пищеблок. Поэтому, например, первые такие детские сады будут получать питание, доставляемое из государственного ДОУ.) Третье условие - организация должна купить мебель, оборудование, предоставить мягкий инвентарь, посуду и моющие средства, канцелярские товары, игрушки и прочие принадлежности для учебных целей в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03, оплачивать коммунальные расходы за пользование общей площадью, на которой расположится корпоративный детский сад. Тут нет ничего сверхъестественного, например, крупные фирмы создают корпоративные вузы, скажем, в составе МГУ, строят для них современные здания, оснащают их всем необходимым, не жалея на то средств. Конечно, сегодня пока никто не говорит о строительстве корпоративных детских садов, на первом этапе справедливо, чтобы организации, их создающие, поделились своими средствами, ведь речь идет о детях их собственных сотрудников. А еще поработали на благо общества: ведь если в корпоративном детском саду окажутся свободные места (а они окажутся - на это тоже есть расчет), то путевки туда выдадут органы управления образованием. То есть комплектование корпоративного детского сада будут производить организация, обеспечив местами детей своих сотрудников, и окружное управление, обеспечив местами и детей, стоящих в очереди. Хотя на первом месте при обеспечении детей дошкольным образованием, конечно, интересы сотрудников, иначе игра не будет стоить свеч. Поэтому одно из самых главных условий - заключение между организацией, органом управления образованием (для садика мэрии - Центральное окружное управление образования) и тем детским садом, чьим структурным подразделением станет корпоративный детский сад, договора, в котором будут прописаны все формы взаимодействия.

Московская мэрия нынче под свой корпоративный детский сад отдает значительные площади, но ведь задача-то стоит масштабная и сложная: охватить дошкольным образованием детей сотрудников, часть которых стоит в многотысячной очереди в ДОУ, другие нанимают частных нянь, услуги которых стоят меньше, чем услуги частных детских садов, но тоже немало. У корпоративного детского сада есть ноу-хау - проект концепции предполагает прописывание в договоре возможности для родителей-сотрудников стать полноправными участниками процесса развития, воспитания и обучения своего ребенка в течение рабочего дня по предварительной договоренности с педагогами детского сада.

Специалисты Центрального окружного управления образования сегодня определяют обязанности разных сторон по отношению к корпоративному детскому саду, в том числе государственного ДОУ - третьей стороны договора, которое по замыслу возьмет на себя организацию работы своего структурного подразделения - корпоративного детского сада: обеспечение его педагогическими кадрами, программами, методической поддержкой, будет безвозмездно предоставлять корпоративному детскому саду для занятий свои спортивные, музыкальные залы и другие помещения. Кстати, при желании и наличии на то средств организация, предоставляющая площадь для корпоративного детского сада, сможет вводить дополнительные штатные единицы и дополнительные образовательные и оздоровительные программы, которые профинансирует за свой счет.

Никто не говорит, что задача создания корпоративного детского сада легка и проста для всех участников договора. Но если организация должна решить чисто материальные и финансовые проблемы, что, скажем, для такой мощной организации, как столичная мэрия, не так-то и сложно, то государственному детскому саду, взявшему корпоративный под свое крыло, нужно будет решить много чисто педагогических и методических задач. Обеспечением этого занимается группа специалистов и методистов под руководством начальника отдела дошкольного образования Центрального окружного управления образования Анны Образцовой.

В обычном детском саду создаются одновозрастные группы, и как работать с такими группами ясно и понятно. А вот что делать, если в корпоративном детском саду в силу тех или иных обстоятельств будут созданы группы разновозрастные? В принципе это даже неплохо, ведь такой детский сад, в котором соберут детей сотрудников одного учреждения или организации, будет в чем-то похож на большую семью, а в настоящей семье, как известно, воспитываются дети разного возраста. Но если в семье в основном решаются задачи присмотра, то в детском саду детей нужно воспитывать и давать им дошкольное образование. Однако работа с разновозрастными группами, как известно, имеет свою специфику - педагоги должны, обучая детей, одновременно использовать программы для 2-3 и даже 4 возрастов, а значит, делать так, чтобы все дети были вовлечены в занятия, не скучали, не отставали от сверстников. Например, все дети лепят человека: младшие - куклу-неваляшку, средние - девочку в длинной шубке, старшие - девочку на санках. Для младших детей это новый материал, дети среднего и старшего возраста закрепляют полученные ранее умения.

Практика свидетельствует, что в условиях разновозрастной группы младшие дети развиваются лучше, быстрее, становятся более самостоятельными, быстрее овладевают необходимыми навыками самообслуживания. Раньше, когда ребенок рос в большой семье, в окружении младших и старших братьев и сестер, проблем с этим не было. У каждого члена семьи в зависимости от возраста были свои права и обязанности. Подражая старшим, младшие неосознанно усваивали способы социального поведения. Сама атмосфера семьи воспитывала ребенка. Позже, когда уже ушли в историю многодетные семьи, но еще не наступила телевизионная эпоха, люди часто собирались вместе с детьми разного возраста, во время такого общения осуществлялось необходимое социальное воспитание, еще были и разновозрастные детские компании во дворах. Современный ребенок чаще всего в семье один, и первый опыт общения получает в детском саду. Причем в традиционных детских садах ребенок ходит в группу, где собраны дети одного возраста. Получается, что его круг общения, кроме взрослых, ограничивается только сверстниками. В условиях обычной группы воспитатель вынужден учить детей определенным нормам поведения как с младшими, так и со старшими, но дети, общаясь в основном с ровесниками, не имеют возможности применить эти нормы на практике, плохо их усваивают и, придя в школу, далеко не всегда хорошо адаптируются. Иная ситуация возникнет в разновозрастной группе, где много возможностей для воспитания и подготовки к школе. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, то есть заботятся о нем. Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Таким образом, корпоративный детский сад может стать своеобразной экспериментальной площадкой по разработке инновационных моделей детских садов.

Конечно, такой детский сад будет создан, в этом нет сомнений: уж если Москва что придумала, то сделает обязательно. Кому-то, возможно, покажется, что корпоративный детский сад в столице повторит такой же детский сад в ЮНЕСКО, который некогда увидела Людмила Швецова. Но можно быть абсолютно уверенным в том, что сад будет и другим, и лучше. Во-первых, то, что даже для ЮНЕСКО сегодня ново, для Москвы давно стало реальной практикой, и она поможет сделать корпоративный детский сад не копией, а именно инновационной моделью ДОУ. Во-вторых, в столице столько творческих педагогов-дошкольников, что они обычно придумывают такое, что не снилось никакому ЮНЕСКО. Не случайно ведь, что в конце сентября именно в Москву приедут на Всемирную конференцию ЮНЕСКО министры образования и социального обеспечения из 150 стран, чтобы обсудить проблемы дошкольного образования и познакомиться с опытом московских детских садов. В том числе и с корпоративным. И знакомство это будет захватывающим.