До сего времени мы слышали только о практике создания таких целевых капиталов за рубежом. Например, первые фонды целевого капитала стали создавать в США еще в середине XVII века. Старейший из них - фонд Гарвардского университета - собрал около 40 млрд долларов, последние 10 лет инвестиции приносили ему более 15% годового дохода. В суммарном выражении это сопоставимо с расходами российского бюджета на высшее образование. В прошлом году идея создания фондов целевого капитала докатилась и до России. Но создавала их исключительно высшая школа - Российская экономическая школа, такие новые национальные университеты, как Сибирский и Южный. И вот прорыв совершила другая ступень образования - школьная.

Идея создания Северо-Западного окружного фонда целевого капитала возникла в тот момент, когда педагоги и управленцы обсуждали программу Года учителя. Тут и появился тот самый пресловутый вопрос: доколе учитель будет только ждать, когда ему дадут средства бюджет, родители, спонсоры, когда он сам покажет себя вполне самостоятельной и экономически зрелой личностью? После чего создание фонда целевого капитала стало делом реальным и привлекательным. Правда, не для всех, потому что деятельность некоторых благотворительных фондов так скомпрометировала благую идею благотворительности, что отношение к ним соответственное. Это отношение предстояло переломить, сформировав новое - доверительное. На Северо-Западе, можно сказать, это получилось: педагоги собирали собственные средства, жертвовали их фонду целевого капитала, увлекая своим примером окружающих. Модель целевого капитала для реализации окружного проекта была выбрана как один из наиболее эффективных инструментов поддержки некоммерческого сектора в стране, о котором, кстати, сказал Президент России Дмитрий Медведев в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ. Педагогам пришлось познакомиться с незнакомым им доселе мудреным словом «эндаумент» - целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры, разобраться в том, что фонд целевого капитала (эндаумент) - это инвестиционный фонд пожертвований, учрежденный для получения инвестиционного дохода, который будет использоваться на поддержание деятельности, обозначенной ими при подписании договора о пожертвовании. Смысл происходящего в том, что деньги, собранные педагогами, поступают в специализированный фонд целевого капитала «Перспектива», который находит компанию, задача которой получение дохода для учительского фонда целевого капитала при использовании его средств.

Договоры пожертвования были подписаны публично - на торжественной церемонии в школе №1425. Договор №1 подписала Ирина Буланова, перечислив в Учительский фонд 100 тысяч рублей. Ее примеру последовали представители школ и детских садов Северо-Запада, коммерческих образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, профсоюза, а также организаций, сотрудничающих с образовательными учреждениями. Свои сбережения в целевой фонд перечисляли директора, заведующие детскими садами. Кстати, более активными оказались именно детские сады, они обошли школы по объему собранных средств. Не удержались от искушения быть жертвователями и главы управ - они вносили по пятьдесят тысяч, присоединился и депутат Мосгордумы Валерий Скобинов. За первые дни работы фонд собрал более трех миллионов рублей, и это только начало. Сегодня идею поддерживают разные организации, например, компания «Симпл Инжениринг», руководители которой считают: раз компания активно участвует в сфере социального заказа Москвы, то ее долг присоединиться к данной программе, поддержать инициативу и внести определенную денежную сумму на благо развития образовательной сферы. Бизнесмены плохо относятся к тому, когда у них выпрашивают средства на благотворительность, но они очень хорошо относятся к тому, когда люди заставляют деньги работать, получают прибыть и пускают ее на благие цели. Поэтому можно предполагать, что фонд целевого капитала «Учительский фонд Северо-Запада» будет прирастать пожертвованиями не только педагогов, но и партнеров, которые сотрудничают с системой образования.

Учительский фонд стал первым в России целевым капиталом, созданным учителями как наиболее перспективная форма материальной поддержки некоммерческого сектора в России. Деньги из созданного фонда пойдут на помощь тем, кому она необходима, - педагогам, не работающим в силу возраста или болезни, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, детям-инвалидам и детям, оставшимся без родителей. Контролировать расходование средств будет специально созданный наблюдательный совет. Его члены проследят за тем, чтобы деятельность фонда была абсолютно прозрачной, а деньги шли только на благие цели.