Открывая симпозиум, Марина Иванова отметила, что встреча специалистов по охране труда не случайно проходит в школе №1317. Здесь усилиями трудового коллектива по главе с директором, доктором педагогических и психологических наук Константином Петровым создана настоящая система, которая может служить образцом обеспечения охраны труда и безопасности жизнедеятельности.

Центр образования «Школа здоровья» №1317 помимо образовательной имеет лицензии на медицинскую деятельность и на право перевозки пассажиров автотранспортом. Одним из приоритетов стало широкое использование здоровьесберегающих технологий. Работники Центра поделились с участниками форума своим опытом.

Территория Центра озеленена по правилам ландшафтного дизайна. Здесь высажены деревья, кустарники, устроена живая изгородь из кустов, разбиты газоны и клумбы. На территории расположены три игровые площадки с качелями и горкой, пять спортивных площадок с комплексом из шведских стенок и перекладин, двойной турник, садовые диваны и навес. Центр располагает пятью автобусами, что позволяет утром доставлять детей в школу, вечером - обратно. Школьный автопарк дает возможность проводить экскурсионные кампании.

Центр имеет всю необходимую оргтехнику: компьютеры, принтеры, интерактивные классные доски, сканеры, проекторы, аудио- и видеотехнику, фото- и видеоаппаратуру.

В Центре много комнатных растений, установлены искусственные фонтаны для создания оптимальной влажности в кабинетах. В рекреациях созданы уголки отдыха - с цветами, предметами художественного дизайна, росписью на стенах, картинами, выполненными педагогами и школьниками.

Системы отопления в школе воздушная и водяная, вентиляция - приточно-вытяжная, регулярно проводится замена фильтров, каждый кабинет обеспечен горячей и холодной водой, есть комнаты гигиены для женщин.

Работу по охране труда и безопасности жизнедеятельности организует и координирует Комитет по охране труда под председательством директора школы. Особую роль в этой сложной и многогранной работе играют специалист (инженер) и профсоюзный уполномоченный по охране труда. Комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, а также с технической инспекцией профсоюза.

Перед началом учебного года Центр проводит аттестацию учебных кабинетов, оформляет акты-разрешения на проведение занятий. Административный персонал и педагоги ознакомлены с правилами безопасности и производственной санитарии при работе.

Специальная комиссия рассматривает также акты проверки правил пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебных кабинетах, помещения и здание Центра обеспечены средствами пожаротушения, регулярно проводятся учебные эвакуации (раз в учебную четверть), а также учения с членами комитета в рамках гражданской обороны по защите контингента Центра в чрезвычайных ситуациях, помещения имеют пожаропрочные двери, в центре созданы добровольная пожарная дружина и дружина юных пожарных.

Члены методического совета обязательно проводят проверку соблюдения эстетических требований к оформлению кабинетов. Кабинеты обеспечены средствами пожаротушения, аптечками первой помощи. Все сотрудники имеют список телефонов экстренной помощи.

Велика роль профсоюзного комитета школы в работе по охране труда, который возглавляет Оксана Грачева. В школе есть профсоюзный уполномоченный по охране труда, его работа оплачивается из расчета два часа в неделю по среднему заработку. Уполномоченный и председатель ПК обучаются охране труда в учебно-методическом центре по 72-часовой программе (с сохранением средней зарплаты), а педагогические работники школы - по 40-часовой программе. Технические работники и водители проходят соответствующую подготовку в кабинете охраны труда школы.

Объем нагрузки, установленный трудовым законодательством, предоставление отпусков, обеспечение санитарных, температурно-климатических норм и норм освещения регулируется соглашением между администрацией школы и профсоюзным комитетом. Основной методический и учебный пункт по охране труда в Центре - кабинет охраны труда. Кабинет оборудован стендами, оргтехникой, имеет необходимую нормативную и инструктивную документации, литературу, в кабинете проводятся инструктажи. Инструкции по охране труда есть во всех кабинетах Центра.

Участники форума с большим вниманием выслушали информацию об аттестации рабочих мест по условиям труда. Она успешно завершена в Центре. Ее проводил учебно-методический центр, уполномоченный на этот вид деятельности Министерством труда и социального развития РФ. Специалисты провели работы по измерениям параметров опасных и вредных производственных факторов. Члены комиссии по охране труда Центра прошли обучение по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, осуществляли руководство и контроль над проведением работ на всех этапах. В ходе аттестации были проведены измерения и оценка условий труда по таким показателям, как микроклимат, световая среда, воздействие шума, напряженность, тяжесть трудового процесса, низкочастотные электрические и магнитные поля видеодисплейных терминалов и ПЭВМ, травмобезопасность.

Результаты обследования таковы: оптимальным и допустимым условиям труда соответствует одно рабочее место. Вредные условия имеют 106 рабочих мест, травмоопасные - 11 рабочих мест.

По итогам проверки был реализован план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. В кабинетах приведено к допустимому классу освещение, установлены лампы местного освещения для работы на ПЭВМ, в некоторых случаях лампы заменены на лампы с меньшим коэффициентом пульсации.

Специалисты пришли к выводу, что главный негативный фактор - напряженность трудового процесса педагога. Она обусловлена использованием электронной техники, сменой методик, высоким уровнем информатизации учебного процесса, ведением электронных журналов, эмоционально-психологическим напряжением, высокой ответственностью за качество работы. Эти моменты важно учитывать при аттестации по условиям труда и установлении класса опасности, поскольку они стали объективной реальностью в жизни педагога, которая ведет к так называемому профессиональному выгоранию, то, следовательно, должны быть соответствующие льготы и компенсации.

Следует принимать в расчет то, что все педагоги участвуют в мероприятиях по профилактике травматизма учащихся и сотрудников. Любая физическая травма школьника - психологическая для педагогов. Поэтому в Центре особое внимание уделяется профилактике травматизма. Для оздоровления сотрудников профсоюзный комитет совместно с администрацией реализует программу организации отдыха в Подмосковье, в других курортных зонах, за рубежом.

Во исполнение постановления Министерства труда и социального развития РФ от 24 апреля 2002 г. №28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» Центр «Школа здоровья» №1317 (с привлечением экспертов Учебно-методического центра сертификации работ по охране труда) провел соответствующую работу и получил сертификат безопасности.

Константин Петров и его коллеги убеждены, что, несмотря на финансовый кризис, в Центре не допустят сокращения затрат на обеспечение охраны труда.

Правда, некоторое удивление вызвал отказ директора школы показать экземпляр коллективного договора администрации с профсоюзным комитетом. Ведь здесь, в Центре, условия труда, быт учащихся и педагогов поистине на недосягаемой высоте: замечательная столовая (пищеблок), с продукцией которой гости школы познакомились с большим удовольствием, здравпункт, почти поликлиника, услугами которого пользуются и сотрудники, и учащиеся, своя полиграфическая база, кабинеты психологической разгрузки. Все эти и другие блага записаны в колдоговоре, так почему бы не обнародовать их?

Но вот что сказал на это Константин Владимирович:

«Колдоговор - это документ, который отражает возможности администрации и потребности коллектива, своеобразный средний знаменатель. И мы не особенно рекламируем пункты договора, считая, что эта информация может травмировать другие коллективы, которые не имеют подобных возможностей, ведь большинство дополнительных благ обеспечивается из внебюджетных источников, таких как медицинское обслуживание сотрудников, их питание, обеспечение спецодеждой. Каждый пункт мы долго обсуждаем, ведь не факт, что администрация сумеет привлечь необходимые средства».

Ознакомление с опытом ЦЗЗ «Школы здоровья» №1317 послужило предметом для обсуждения вопросов охраны труда участниками встречи. Главной среди множества проблем (источники финансирования аттестации, технические проблемы, связанные с нею) была названа проблема оценки напряженности труда педагогов. Было признано, что этой проблеме следует уделить особое внимание, проанализировать ситуацию на местах, дать свои предложения в высшие органы для разработки соответствующей нормативно-правовой документации.