Нацеленность на результат

В отличие от предыдущих семинаров, главной задачей которых была помощь молодым педагогам в решении их профессиональных и личностных проблем, программа этого года была составлена так, чтобы по итогам мероприятия получить наработки, полезные не только участникам, но и всем работникам образования. Поэтому структура каждой из двух смен была подчинена задаче подготовки методического материала, созданного силами самих молодых учителей.

- Планируя наш семинар в этом году, мы изначально ставили задачу придерживаться деятельностного подхода как наиболее продуктивного, - рассказывает Татьяна Плотникова, один из организаторов мероприятия, член Московского городского света молодых специалистов. - А потому свели к минимуму лекции, заменив их раздачей заранее подготовленной литературы. Главный же упор был сделан на мастер-классы по теме здоровьесбережения, которые ребята готовили еще в Москве».

К проведению и обсуждению этих мастер-классов были, естественно, привлечены все участники семинара, не исключая и гостей из других регионов. Глубокий анализ текущей ситуации со здоровьесбережением в школе, а также рекомендации по ее изменению были даны в рамках деловой игры, продолжавшейся несколько дней. В первой части игры все участники были разделены на собственно выступающих, а также «оптимистов», «пессимистов», «реалистов» и «статистов». Они описывали ситуацию, предлагали разные решения и в зависимости от своей роли либо поддерживали, либо критиковали высказываемые предложения. «Статисты» же составляли конспект дискуссии и обрабатывали получившийся материал. Вторая часть игры представляла собой обсуждение уже подготовленного «статистами» материала для разделения его на основные блоки с пояснениями: что может сделать каждый учитель самостоятельно, в чем нужна помощь окружных управлений образования, а на что следует обратить внимание профсоюза.

Выработанные таким образом рекомендации вместе с описанием мастер-классов составят в итоге ценное методическое пособие, выпуск которого планируется по итогам семинара.

Помощь и исследование

Как всегда, значительное внимание на семинаре было уделено работе молодых учителей с психологами, которые давали участникам индивидуальные консультации, проводили групповые мероприятия и одновременно занимались исследованием современного столичного молодого учителя.

«Программа работы, которая была нам предложена, показалась мне довольно интересной, - говорит один из работавших в Витязево психологов, старший научный сотрудник Психологического института РАО Елена Уварина. - Мы проводили коммуникативные тренинги, старались помочь педагогам в вопросах стрессоустойчивости, конфликтологии, занимались арт-терапией, которая может использоваться как способ релаксации и здесь, на этом семинаре, и в профессиональной дятельности. В общем, показывали методики, с которыми может работать любой педагог, даже без специального психологического образования».

Часть занятий с психологами была обязательной для посещения, а часть - факультативной, но большое число участников даже дополнительных занятий показывают, как серьезно заинтересованы приехавшие в Витязево специалисты. Например, несмотря на проведение в это же время мероприятий развлекательного характера - экскурсий и спортивных соревнований, занятия по арт-терапии посещали от 30 до 50 человек.

Исследовательская же работа психологов заключалась в проведении опросов с целью выявления личностных особенностей и социальных представлений молодых педагогов.

«Молодые учителя - это определенная общность, на которую возложена задача приема и передачи опыта и общественных ценностей, поэтому проводимый нами опрос охватывает широкий круг проблем, - объясняет Елена Уварова. - Мы попытались выявить, как молодые педагоги понимают семейные ценности, каковы их гендерные представления, стереотипы и установки на воспитание, политические представления, как они реагируют на СМИ. Результатом опроса должен стать портрет современного молодого педагога, а также, возможно, и того поколения, которое окончит школу через несколько лет, ведь роль учителя в формировании социальных представлений школьников очень велика».

Второй опрос носил более личностный характер и был призван определить уровень стрессоустойчивости начинающих учителей, а также выяснить, какие методики борьбы со стрессом им известны, а какие необходимо внедрять и популяризировать.

Разговор о роли профсоюза

Одним из главных мероприятий каждой из смен семинара стал «круглый стол» на тему «Роль профсоюза в профессиональном становлении молодого учителя». Не секрет, что самые активные молодые педагоги столицы, оказавшиеся на семинаре, проявляют себя не только в педагогической и творческой деятельности, но и участвуют во всех мероприятиях профсоюза. Вопросы, которыми занимается профсоюз, большинству приехавших уже хорошо знакомы, а потому разговор был глубоким и обстоятельным.

С большим докладом на «круглом столе» выступил заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Владимир Юдин. В своем выступлении он подробно осветил традиционные и новые направления профсоюзной работы, изложил позицию профсоюза по введению новой системы оплаты труда и нового закона о бюджетных учреждениях, призвал участников семинара к еще более активной работе с профсоюзом.

Обстоятельный юридический комментарий о том, как может измениться положение каждого московского педагога в связи с введением НСОТ и на какие аспекты здесь стоит обратить особое внимание, представила собравшимся главный правовой инспектор МГО профсоюза Ирина Копаева. Вопросов к юристу было очень много, ответить на них в рамках двух полуторачасовых встреч не получилось, так что в свободное от мероприятий время участники семинара буквально выстраивались в очередь за консультацией Ирины Юрьевны.

Впервые на семинар приехали руководители окружных территориальных профсоюзных организаций Москвы. Опытом работы с юным профактивом щедро делились председатель территориальной профсоюзной организации работников народного образования и науки Восточного округа Ольга Тришина, председатель территориальной профсоюзной организации учреждений городского подчинения Московского департамента образования Любовь Рыжкова, заместитель председателя территориальной профсоюзной организации работников народного образования и науки Западного округа Марианна Баринова.

За рамками семинара

Учитывая опыт предыдущих лет, организаторы построили распорядок дня так, чтобы теоретические и практические занятия приходились на утренние и вечерние часы, когда нет изнуряющей жары, а в дневное время участники имели возможность отдыхать, загорать и купаться, что, конечно, тоже важно. Впрочем, зачастую на пляже приходилось и работать.

«Вроде бы и не так они у нас сильно загружены, но им настолько интересно происходящее, что в свободное время ребята обсуждают услышанное и готовятся к выступлениям», - искренне удивлялась энтузиазму молодых педагогов один из руководителей семинара, главный специалист Московского городского комитета профсоюза Анна Садретдинова.

Действительно, на пляжных топчанах то и дело встречается методическая литература, а в холлах гостевого дома «Зодиак», где проходит семинар, постоянно идут репетиции и обсуждения. Обсуждать и репетировать есть что и помимо самих семинарских занятий. Даже, казалось бы, к такому бытовому делу, как дежурство по столовой, молодые педагоги подходили креативно. Каждая группа дежурных постаралась, чтобы ее день точно запомнился остальным. Интересные костюмы, анимация при входе в столовую, яркие плакаты - все это превращало заурядное посещение завтрака, обеда и ужина в особое занимательное мероприятие.

Не менее занимательно были устроены и физкультурные пятиминутки в перерывах между интенсивными умственными занятиями. Мало того что физзарядка по вечерам - это уже экзотика, так еще и проводили ее ребята по очереди, демонстрируя свое умение увлечь этим, может быть, не для всех интересным, но, безусловно, полезным делом не только детей, но даже коллег.

И конечно, были еще и дискотеки, и экскурсии, и прогулки, и знакомства, закаты и восходы над морем - всеми этими атрибутами южного отдыха участники семинара наслаждались сполна. Куда же без этого?