Основная идея объявления того или иного года в нашей стране (ребенка, семьи, молодежи, равных возможностей) - привлечение внимания общественности к проблемам и путям решения. Скажу, что на уровне школы каждый учитель, каждый педагогический коллектив выполняет свою задачу ежечасно, ежедневно, ежегодно. Но об этом в позитивном плане никто не говорит и не пишет, нет на ТВ таких репортажей, диспутов, фильмов, нет связки «школа - учитель - ученик» как общественного явления. Пусть бы говорили о разном - о проблемах и неудачах, о достижениях и талантливых педагогах, о введении нового и сохранении традиционного, но говорили! Вне Года учителя московские власти за последние годы очень много сделали в области образования: и по зарплате, и по оснащению школ, и по подготовке педагогов. В Год учителя в Москве перечень мероприятий, приуроченных к Году учителя, занимает несколько десятков печатных листов. И это не формальный перечень - это реальные мероприятия. Но о них говорят до удивления скупо, ведь скандалы для СМИ гораздо интереснее. Вот и создается неблаговидный образ учителя, образ явно несправедливый, ведь большинство учителей - энтузиасты, работающие на благо государства и общества.

За последние полгода я по издательским делам побывал в нескольких городах от Ярославля до Хабаровска. И везде задавал вопрос: что учителям средних школ приносит Год учителя? Ответы (что неудивительно) были практически одними и теми же: «Отчетов стало больше»; «Мы не заметили»; «Главное, чтобы не стало хуже».

А на самом деле изменения есть: продолжается реформа, красиво названная модернизацией образования, запущен проект «Наша новая школа», вводят новую форму аттестации, которая, как говорят, будет мотивировать учителей к повышению квалификации, в два раза повысили денежные выплаты учителям в рамках нацпроекта «Образование», правда, в 10 раз сократив количество победителей его конкурса. И все новшества вводят без обсуждения с теми, кто будет участником этих нововведений, кто будет их реализовывать.

...Из 50 человек, опрошенных на улице мной и моими коллегами, какой год объявлен в России в 2010-м, правильно ответили... 12 человек. Может быть, они учителя?

Какие идеи должны воодушевлять молодого человека, решившего стать учителем?

Скажу сразу, что таких идей нет. Идеи, содержащие энергию созидания, рождаются в гражданском обществе, формулируются и реализуются интеллигенцией. Их может внедрять или прививать элита общества, если она заинтересована в развитии этого общества. Возможно, в дальнейшем все это появится в нашем отечестве, но пока гражданского общества и элиты (в точном переводе этого слова) нет, нет и идей.

Образование как путь человека к иной, более свободной и светлой жизни - то, чему посвятили часть своей жизни Николай Пирогов, Лев Толстой, Антон Чехов, - все это «преданье старины глубокой...». Вокруг школы одномерная вязкая среда потребления. Комфортно существовать в ней может только один вид - одномерный потребитель рекламируемого товара. Отличительная черта вида - цель жизни: деньги любым способом. Что в таком случае должно побуждать людей становиться учителями? Опыт показывает, что только один мотив может побуждать человека - осознанное призвание и внутренняя потребность. Подготовка такой немногочисленной, но базовой для общества группы должна строиться иначе, чем сейчас.

Пусть молодой человек принял добровольное решение стать учителем. Необходимым начальным условием обучения будут 4 года изучения предметов в университете на выбранном факультета. Это обеспечит прочный фундамент знаний по предмету. Затем студент переходит к изучению профильных дисциплин в течение двух лет. Мой список предметов выглядит так: 1. Физиология (возрастная). 2. Психология (общая). 3. Юридическая подготовка. 4. Физическая подготовка.

Завершающий этап подготовки - обязательные два года работы в школе. На последнем этапе решается вопрос о школьной «специализации»: учитель-предметник; психолог; куратор или администратор. Возможен вариант добровольного прекращения работы по истечении двухлетнего срока - всякое бывает.

Столь долгий срок ученичества оправдан сложностью задач, которые предстоит решать молодому специалисту, необходимостью ответа на следующие злободневные вопросы:

Как объяснить, что познание природы есть не только долг разумного человека, но и путь его выживания как вида?

Как закладывать уважительное, рачительное отношение к природе?

Как отстаивать свою самобытность при мощном воздействии рекламы и сериалов?

Как закладывать фундамент здорового образа жизни при сильно пьющем населении?

Молодой специалист будет вынужден вести уроки в классе, где учащиеся имеют разную степень подготовки и разное отношение к учителю и процессу образования. Он должен владеть приемами определения уровня компетентности учащегося, подталкивать его к повышению уровня и, более того, поддерживать мотивацию к обучению и стремлению двигаться вверх. Думаю, современный учитель - это организатор общения на уроке и за его пределами. Отсюда следует важнейшая задача подготовки - научить молодого специалиста выстраивать общение с разными группами учащихся, заинтересовать их в этом общении и занимать в нем верную педагогическую позицию.

Важно, чтобы молодой педагог умел преодолевать последствия стресса как с помощью психологических приемов, так и регулярных физических тренировок. Этому необходимо учить.

Порой дети слышат все, что говорят родители, обсуждая какие-либо школьные события. Суждения эти не предназначены для детских ушей, но родителям некогда задаваться вопросами этического характера или их просто не возникает. Дети перенимают взгляды и слепо копируют отношения старших, а затем в уродливом виде приносят их в школу. Как вести себя, когда чье-то чадо вываливает это на голову учителя? Как избавиться от послевкусия подобных ситуаций?

Юридическая подготовка - веление времени, точнее не скажешь. Взаимоотношения с учащимися, родителями, коллегами, администрацией должны строиться с учетом законов и Трудового кодекса. Правоприменительная практика в образовании должна быть изучена студентами до выхода на работу.

Большинство конфликтов возникает из-за оценок. Часть из них имеют административный характер, но с введением в практику «внешнего» контроля (ЕГЭ, ГИА) некоторые приобретают и юридическую окраску. Новые формы контроля привели к некоторым изменениям в школьной практике выставления оценок, однако в целом контролирующая надстройка по-прежнему ориентируется на валовые показатели процентов качества обученности. «Новобранцы», приступившие к работе в школе, очень быстро узнают, кто такой Прокруст и зачем ему ложе.