Первое, что нужно сделать загодя, это провести такую большую психологическую работу с ребенком. Будущему ученику надо рассказать без каких-то усилений и в то же время без прикрас, что его ждет в первые месяцы новых знаний в жизни, с родителями - поделиться собственным опытом о том, насколько и для нас это было сложно и тяжело. Но мне кажется, что настраивать человека на то, что все будет очень трудно, что ты должен будешь собраться, что тебе будет что-то непонятно, что будут какие-то очень сложные вещи, с которыми практически невозможно справиться, не следует. Ребенок зажмется, придет 1 сентября настороженным, и у него будут, может быть, не те ожидания, которые должны быть.

Мне кажется, самое главное, чтобы ребенок избавился от всех своих страхов. Кстати, его страхи часто рождает и неопределенность относительно того, каким будет его учитель. В отношении ребенка и его родителей к школе от позиции учителя зависит очень многое. И тут главное не по какой программе работает школа, не то, какие учебники применяются, все зависит, на мой взгляд, от того, из чего исходит учитель начальной школы, который принимает первоклашек, в своем отношении к ним. Если он уважает ребенка, понимает, что это хотя и маленькая, но все же личность, что его нельзя переделывать, переламывать, то отношения учителя и ученика сложатся. Если он поставит задачу сделать родителей своими единомышленниками и помощниками, то детям от такого сотрудничества будет только лучше.

Первая задача учителя первого класса - побеседовать со своими учениками на первом уроке, понаблюдать, и ему сразу будет видно, кто молчит, кто улыбается, кто что говорит. Он должен понимать свою ответственность, ведь очень часто родители выбирают не школу, а учителя. Нельзя предавать тех, кто тебя выбрал. Помню, как радовались несколько лет назад мои знакомые и коллеги: «Мы нашли хорошую школу, там учительница, которой осталось несколько лет до пенсии, слава богу, что мы успели попасть к ней. Она очень строгая, она очень грамотная, и мы с удовольствием к ней пойдем». Я вспоминаю собственную начальную школу, мы очень хорошо относились к нашей учительнице, я до сих пор ее вспоминаю, но, думаю, что мы окончили тогда начальную школу людьми, не очень уверенными в себе. Когда ребенок попадает в новый социум, в новое общество, он должен быть к этому готов. Он должен быть готов к школе, но сегодня далеко не все проходят через детский сад, и учитель должен быть готов поддержать ребенка, которого, может быть, семья не смогла подготовить к школе чисто психологически. Ребенок должен иметь определенный алгоритм поведения и знать, что делать в том или ином случае, учитель должен его этому научить, ведь от этого зависит, сложится ли в классе детский коллектив, будет ли ребенок чувствовать себя психологически комфортно.

Что бы ни было, я все-таки думаю, что в целом все должно быть хорошо, 1 сентября станет настоящим праздником для учеников и учителей, и все у них получится.