- Что нового ждет москвичей, чьи дети отправятся в школы?

- В каждой школе с 1 сентября 2011 года будут введены новые стандарты начального образования, а с 1 сентября 2010 года 180 школ Москвы будут готовиться к внедрению этих стандартов, работе по новой программе, а учителя - к многим будущим изменениям.

- Один из существенных пунктов в новых стандартах - создание условий или, иначе говоря, среды, необходимой для того, чтобы учитель качественно работал, а ученик приобретал качественные знания. Как обстоит дело с созданием такой среды в Москве?

- Действительно, стандарт предъявляет требования к условиям обучения, но эти условия обеспечивает не учитель, а мы, управленцы. Наша задача - помочь, чтобы школы были оборудованы. Поэтому летом шли дополнительные закупки учебного оборудования.

- Но даже суровые критики не могут не признать, что оборудования в московских школах много, и самого современного. Какое еще оборудование потребовалось закупать дополнительно?

- Несмотря на то что мы многое закупали, начальная школа все же по оснащению отставала. Поэтому по решению мэра начальные школы теперь будут оснащены передвижными компьютерными классами, где есть компьютеры, передвижная доска. Дело в том, что сегодня уже новые требования к освоению ИКТ в связи со стандартами нового поколения, и начальная школа должна этим требованиям соответствовать.

- В связи с введением новых стандартов начальной школы, с разработкой проекта стандартов средней школы много вопросов возникает с новыми учебниками. Как известно, новые учебники к новым стандартам еще не выпущены, но скоро появятся. Известно и то, что для московских школ учебники поставляются бесплатно. Не придется ли в связи с новыми стандартами тратить деньги на приобретение новых учебников из семейных бюджетов?

- Нет, не придется. С 1 сентября этого года школы будут работать по старым учебникам, а новые придут в школы с 2011 года. Москва, как и все эти годы, закупает и будет закупать учебники, а вот тетради и прописи - индивидуальные средства для обучения ребенка - приобретет школа.

- В минувшем учебном году одно из заседаний коллегии Департамента образования было посвящено профильной школе. Теперь все московские школы станут исключительно профильными?

- Мы прекрасно понимаем, что школа не может обеспечить все специализации профильного образования, которые интересны ребенку. Поэтому уже с прошлого года мы начали работать над тем, чтобы школы становились ресурсными центрами, причем не только для своих учащихся, но и учащихся других школ микрорайона. Кстати, для профильного образования учащиеся могут посещать занятия не только в своих школах, но и в других.

- Вне всякого сомнения, событием прошлого учебного года стала выставка в «Крокус Экспо», где на символических улицах и в символических творческих кварталах располагались интересные экспозиции, рассказывающие о творчестве московских школьников. Как вы оцениваете это мероприятие?

- Для нас очень важное дело - привлечение ребят к участию в научно-техническом творчестве. В этом году в апреле мы провели первую большую выставку в МВЦ «Крокус Экспо», были удовлетворены достаточно высоким уровнем подготовки наших ребят, причем это не только наше мнение, но и мнение представителей Департамента науки и промышленности, Департамента городского хозяйства. Мы думаем, что, возможно, какие-то из достижений молодежи будут внедрены в городское хозяйство. Такую выставку будем проводить ежегодно, увеличивая число тех приглашенных специалистов, которым это может быть интересно.

- В прошедшем учебном году Юрий Лужков высказал уверенность, что в самое ближайшее время будут ликвидированы тысячные очереди в детские сады. Москва строит новые здания для них, но, как известно, Департамент образования и окружные управления образования изобрели свой способ уменьшения очередей: за счет дошкольных отделений, открываемых в школах, удается помогать тем московским семьям, которые хотели бы отдать своих детей в детские сады. На ваш взгляд, это на самом деле эффективный способ борьбы с очередями?

- Тема очередности в дошкольные образовательные учреждения для Москвы не нова. Правительство Москвы в течение последних 5 лет особенно пристально ее рассматривает. До кризиса Москва строила ежегодно по 100 детсадов, если бы не кризис, мы уже ликвидировали бы очередность. За счет чего увеличилась очередь? Возросло доверие к системе дошкольных образовательных учреждений.

Мы действительно смотрим на свои резервы, потому что пока еще находимся в «демографической яме»: в этом году выпускников школ было меньше, чем в прошлом, по прогнозам, эта тенденция сохранится еще в течение 2 лет. 1 сентября в 310 школах начнут работать дошкольные образовательные учреждения. Мы размещаем там детей старшего дошкольного возраста - это проще, и в плане питания они ближе к школьникам, хотя они все равно будут получать свое питание. Главное - ребенок начинает привыкать, что в школу надо ходить. Нам нужны и кровати, и игровое оборудование, нужно переоборудовать туалетные комнаты под дошколят, получить лицензии. Вся эта работа должна быть завершена до первого сентября 2010 года, таким образом, мы получим дополнительные места для дошкольников.

Два слова хотела бы сказать о заполнении дошкольных учреждений. Есть реальная численность, а есть численность по документам. Мы можем прийти в любой детский сад и увидим, что детей там около половины от группы. Ведь нет ограничений, сколько ребенок может туда не ходить по болезни или еще по каким-то причинам. Сегодня мы можем эти группы догрузить. Кроме того, в ДОУ есть помещения, функции которых и загруженность могут быть разумно пересмотрены, это даст еще дополнительные места для детей. Мы, естественно, не будем отказываться от повышения уровня дошкольного образования, мы гордимся тем, что дошкольные учреждения - не «камера хранения детей», а место, где ребенок учится, развивается, поэтому будем думать, где взять дополнительные места, чтобы большее число детей могло ходить в детские сады.

- Известно, что в планах департамента создание центров профориентации школьников. Чем будут заниматься эти центры?

- Мы их начали создавать в позапрошлом году и ставили задачу, чтобы такой центр заработал в каждом округе. В Восточном округе такой центр уже работает на базе информационно-аналитического центра МДО, в других - на базе некоторых школ как структурные подразделения с отдельным входом, потому что они работают на округ. Есть, как в Зеленограде, центры, открытые в отдельных учреждениях, они помогают детям сориентироваться в выборе той или иной профессии. В центрах есть информация обо всех колледжах Москвы, ребенок сможет определиться, кем он хочет стать, куда пойдет работать, есть компьютерные фильмы-экскурсии, которые можно посмотреть. Во всех центрах есть психологические службы, чтобы ребенок мог пройти тестирование. Конечно, определить себя физиком или лириком по жизни сложно, но пройти первичное тестирование и понять, можешь ли ты быть журналистом, учителем или только слесарем-пекарем-токарем, вполне возможно. Интерес к центрам профориентации возрос, потому что многие ребята с их помощью стали реально оценивать свои возможности, после 9-го класса многие дети хотят овладеть основами профессии. К тому же есть сайты, на которых выложена вся необходимая информация.

- В этом году Москва отметит знаменательную дату - 70-летие системы профессионального образования. Какие изменения и события нас ждут?

- 2 октября - юбилей системы профобразования, и в этот день мы планируем торжественное открытие музея профобразования на базе одного нашего колледжа. Музей организован очень профессионально, очень интересно, он послужит тому, чтобы интерес к системе возрастал. То, что мы учитываем интересы наших колледжей, тоже способствует повышению их авторитета. В прошлом году мы много сделали в плане информирования населения о системе профтехобразования. Многие москвичи помнят только пэтэушников, а надо показать, что сейчас это совсем другие учреждения - профессиональные, с хорошей базой и преподавателями.

- В прошлом году вы дали задание проанализировать работу платных дошкольных подготовительных отделений при школах. Есть какие-то результаты?

- Просто запретить платные дошкольные подготовительные отделения мы не можем, потому что, если в уставе школы оговорены виды деятельности, не запрещенные законодательством, они могут ее осуществлять. Мы проводили разъяснительную работу. И, самое главное, мы начинаем открывать в школах бюджетные отделения дошкольной подготовки, они, надеюсь, будут вытеснять платные.

В чем проблема таких подготовительных групп? Дело в том, что родитель считает - если он водит сюда ребенка, его обязательно возьмут именно в эту школу. И мы проводили разъяснительную работу с руководителями, что, если вы набираете 2 первых класса по 25 человек, не надо на «дошколку» набирать 200. Или надо объяснять, что готовиться можно здесь, но вы не связаны с этой школой на 100%. Вот в чем беда этих отделений. В этом году подобных платных подготовительных отделений было меньше, чем в прошлом. И, как следствие, жалоб в этом году тоже было меньше. Семьи были сориентированы, что это не подготовительное отделение к этой школе, а подготовка просто к школе. Поэтому в этом направлении мы будем проводить работу и дальше. В марте 2000 года мы провели «круглый стол», обсудили вопросы записи в первый класс и работу таких отделений. Работа в этом направлении продолжится, и я считаю, что число таких платных отделений должно уменьшаться, но мы должны их чем-то заменить.

- Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович высказал намерение создать службу омбудсменов в каждой школе. Как вы к этому относитесь?

- Положительно. У нас такой опыт есть пока только в Южном округе, где омбудсмены в школах контролируют именно соблюдение прав ребенка, но в основном это классные руководители. Мы планируем расширять эту службу, она нужна.

- Как продвигается в школах работа над программой инклюзивного образования?

- Как известно, Мосгордума приняла городской закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Этот закон закрепил то, что делается в Москве, позиции, позволяющие нам обеспечить равные права на образование всем детям. Мы не собираемся закрывать наши коррекционные учреждения или ограничивать их деятельность, потому что некоторым детям они необходимы, иногда мы даже советуем отдать ребенка в такое учреждение, а с 5-го класса он сможет перейти в обычное учреждение, потому что недостатки скорректировали. Но уже несколько лет для нас приоритетно внедрение программы инклюзивного образования. Самое сложное - не создать условия (выделить деньги, закупить оборудование), а подготовить педагогов, которые смогут вести классы, где есть и обычные дети, и инвалиды, которым медики не запрещают учиться в общеобразовательных учреждениях. Поэтому мы открыли центр, который занимается инклюзивным образованием, и обучаем там педагогов. У нас на сегодняшний день 112 учреждений - и школ, и ДОУ, и колледжей, которые работают по программе инклюзивного образования. В нынешнем учебном году прибавится еще столько же. Задача в том, чтобы в каждом районе появилась школа, которая работает по системе инклюзивного образования. Мы проводили опрос родителей и учителей относительно того, считают ли они, что здоровые дети должны учиться с инвалидами вместе или отдельно? Меня насторожило, когда 30% педагогов сказали, что они должны учиться отдельно. Это означает, что у нас недостаточно развита толерантность, мы должны воспитывать в обществе толерантность к инвалидам, мы должны воспитывать ее еще и в педагогической среде. У нас было выступление на коллегии Департамента образования педагога психологического центра, которая сказала так: «Одна из причин таких ответов - боязнь педагога не справиться». Весьма сложно организовать работу с такими учениками. В Финляндии очень многие педагоги работают с учениками по индивидуальному плану, а у нас это не очень распространено, но мы будем это делать. Приняли закон, значит, должны обеспечить его выполнение.

- Больше года в Москве действует система ученического самоуправления. Каковы итоги этой работы?

- Да, у нас есть ученическое самоуправление, и оно работает достаточно активно. Например, в мае 2010 года мы на базе городского Дворца творчества провели слет, участниками которого были как детские общественные объединения, так и органы ученического самоуправления. Впервые у нас в рамках этого слета прошел парад пионервожатых, мы рады, что возродили это движение, проводим обучение вожатых. Это первый результат нашей двухлетней работы. Думаю, сама жизнь соединяет на практике детские общественные объединения и органы ученического самоуправления. Я сторонница того, что пока в городе много детских общественных объединений, они сами «собьют масло» - пока что это еще «молоко» и даже не «сливки». Искусственно мы никогда не сможем создать детскую общественную организацию ни указом, ни приказом, но в последние годы очень часто детские организации взаимодействуют с нами, акции, которые организует либо департамент, либо другие взрослые организации, наши дети поддерживают. Еще не все дети заняты интересным делом, поэтому считаю, что чем больше таких организаций, тем лучше.