Самый надежный ресурс современного общества - это образованное и воспитанное молодое поколение, осознающее ценность знаний и необходимость получения образования в течение всей жизни, понимающее, что инновационное развитие - единственный путь, который позволит обеспечить достойную жизнь гражданам нашей страны в XXI веке. Новая школа и должна создать такие условия получения образования, которые позволят школьнику в недалеком будущем заниматься любимым делом, освоить интересующую его востребованную профессию, создать прочные жизненные основы, заложить нравственные позиции.

Деятельность системы образования нацелена на создание таких условий. Это обновление содержания образования на основе введения государственных образовательных стандартов нового поколения, постоянное повышение квалификации и рост потенциала педагогических работников, сопровождение одаренных детей, поддержка обучающихся в формировании профориентационного выбора, сохранение здоровья школьников, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения современных образовательных технологий, реализация личностно ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

Образовательные учреждения округа активно включены в процесс формирования современного образовательного пространства, основанного на сочетании традиций и инноваций, преемственности и постоянном качественном обновлении образования с учетом изменений в жизни общества и нового содержания образовательных потребностей. Современная школа обеспечивает изучение не только достижений прошлого, но и технологий будущего, а технологии будущего лежат в основе изучения достижений прошлого. Это означает, что образование в современной школе строится на основе преемственности, балансе интересов, гармонии традиций и инноваций.

Институт воспитания, определяющий развитие личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей и создание условий для его самореализации в социуме, - приоритет окружного образования, основа деятельности образовательных учреждений округа. Особое внимание мы уделяем усилению воспитательного потенциала школ, реализации индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, поддержке и развитию творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации школьников.

Основными задачами работы в этой плоскости стали обновление и вариативность форм и методов воспитательной практики, повышение компетентности педагогов в области воспитывающей деятельности, совершенствование системы управления развитием воспитания на основе преемственности и единства образовательного процесса, развитие системы государственно-общественного партнерства, совершенствование системы дополнительного образования, открытость и мониторинг воспитывающей деятельности, формирование детско-взрослых общностей, повышение качества профилактики негативных явлений в детской и молодежной среде.

Для полноценной организации воспитательной работы необходимо создание качественно новых условий в интересах личностного роста человека и успешной социализации подрастающего поколения на основе преемственности и непрерывности образовательного процесса на всех ступенях образовательных учреждений всех типов и видов, объединения и согласованности действий всех социальных партнеров - школы, семьи, учреждений дополнительного образования, общественных организаций.

Качество любой деятельности определяется адекватностью поставленных целей и конечного результата. Оценка качества воспитывающей деятельности имеет существенные особенности: относительная удаленность результатов во времени, непрерывный характер процесса воспитания, множественность каналов социализации. Актуальная задача в определении качества воспитания - разработка критериев оценки качества воспитания, качества организации воспитывающей деятельности, качества созданных условий для воспитательного процесса в образовательном учреждении с учетом особенностей воспитывающей деятельности.

В округе созданы условия для реализации городских и окружных программ развития воспитания и социализации подрастающего поколения: осуществляется работа по обновлению содержания воспитательной работы на основе внедрения результатов инновационной деятельности школ - экспериментальных площадок, реализуются проекты по духовно-нравственному, гражданскому воспитанию и правовому образованию школьников, особое место отводится работе по патриотическому воспитанию молодежи, что особенно актуально в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Большое внимание в округе мы уделяем экспериментальной работе в области воспитания: разработана и реализуется программа по воспитанию, содержащая новые концептуальные подходы к моделированию воспитательного пространства, внедрена окружная программа развития образования «Через качество образования - к развитию человеческого потенциала на 2009-2011 годы». Экспериментальные подходы в области воспитания, обновление форм и технологий, моделирование и проектирование воспитательных систем отрабатываются на тематических экспериментальных площадках «Принцип и система воспитательной работы как основа формирования толерантности учащихся и педагогов. Школа - виртуальный социокультурный центр микрорайона» (школа №1315), «Направления и механизмы успешной социализации трудного ребенка в комплексных условиях социальной реабилитации» (специальная общеобразовательная школа №1), «Общеобразовательная школа: научно-методическое проектирование моделей профессиональной компетентности классных руководителей в решении задач совершенствования содержания воспитательного процесса» (школы №№220, 212, 694, 739, 743, 885, 1384, 1164, ЦО №№1296, 1847, КШ №1784), «Воспитание межэтнической толерантности и патриотизма у школьников в процессе информационно-аналитической и художественно-проектной деятельности» (ЦО №1409).

В рамках инновационной деятельности проводятся мониторинговые исследования «Изучение эффективности педагогического сотрудничества образовательных учреждений с общественностью в области воспитания», «Мониторинг воспитательных систем образовательных учреждений округа», «Учебно-методическое обеспечение процесса воспитания», «Школа глазами родителей» и другие. В 73 образовательных учреждениях разработаны и реализуются авторские программы воспитания, в 19 - экспериментальные программы воспитания. Ежегодно образовательные учреждения округа принимают участие и занимают призовые места в Московском городском конкурсе программ воспитания «Панорама воспитательных систем образовательных учреждений». Наиболее эффективными можно считать программы воспитания образовательных учреждений №№1601, 1575, 747.

Анализ работы ГЭП подтверждает идею, что авторские воспитательные системы должны быть не только связаны с отдельными инновациями, но и стать единой целостной системой подходов к воспитанию, должны обеспечивать вопросы преемственности на всех ступенях образования, координацию деятельности всех субъектов воспитания. Актуальным направлением инновационной работы остается разработка процедуры оценки качества воспитания, организации воспитывающей деятельности и созданных в образовательном учреждении условий для воспитания подрастающего поколения.

Один из механизмов совершенствования воспитательной работы в округе - повышение качества деятельности классных руководителей, совершенствование системы взаимодействия классных руководителей и родителей. Решение этой задачи осуществляется через систему методической работы, направленной на повышение эффективности работы окружного и районных советов классных руководителей, повышение эффективности деятельности методических объединений классных руководителей. Можно говорить о повышении профессиональной значимости и роли классного руководителя в социуме.

Для повышения профессиональной компетентности классных руководителей, совершенствования качества воспитательной работы в округе ежегодно проводится открытый конкурс «Лучшее методическое объединение классных руководителей». В 2010 году лауреатами конкурса стали образовательные учреждения №№1474, 211, 656. Успехов добились классные руководители в городском конкурсе «Самый классный классный-2010»: победу одержал классный руководитель Центра образования №1454 Дмитрий Вьюнов, лауреатами стали Е.Юркова (лицей №1575) и Г.Водзинский (школа№1224).

В системе образования округа работает Совет по проблемам воспитания детей и молодежи, активно развивается детское общественное движение ученического самоуправления, организована постоянно действующая школа старших вожатых. Институт вожатых охватывает 80,6% образовательных учреждений. Во многих образовательных учреждениях успешно развиваются детские общественные объединения «Лицейское братство» (лицей №1575), «Юные миротворцы» (школа №1289), «Пульс планеты» (гимназия №1583), «Мир, кино и человек» (Центр образования №1601). Члены ученического самоуправления образовательных учреждений округа вступили в ряды Регионального детского общественного движения «Детское движение ученической общественности столицы». Вопросы самоуправления в школах обсуждали на научно-практической конференции «Развитие ученического самоуправления: опыт, проблемы, перспективы», состоявшейся в марте 2010 года, где были представлены современные модели ученического самоуправления, инновационные формы работы с детьми во внеурочное время, технологии формирования коллектива.

Развитие системы дополнительного образования детей стало одним из приоритетных направлений образовательной политики округа. В организации дополнительного образования детей в образовательных учреждениях округа участвуют почти 2 тысячи педагогов. В округе работают 12 образовательных учреждений дополнительного образования, занятия в творческих объединениях учреждений дополнительного образования посещают более 20 тысяч человек. В творческую деятельность в системе учреждений дополнительного образования вовлечены дети с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее востребованы художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, научно-техническая. Актуальность реализации этих направлений подтверждена успешным участием образовательных учреждений округа в городских выставках, в частности в выставке «Научно-техническое творчество молодежи и молодежные инициативы-2010», по результатам которой округ удостоен Гран-при. Осуществляется методическое сопровождение деятельности молодых педагогов дополнительного образования. В городском этапе профессионального конкурса «Педагог-внешкольник Москвы-2010» победителем в номинации «Молодой педагог» стала педагог дополнительного образования Н.Гриценко (Центр внешкольной работы).

Фестивальное движение в системе дополнительного образования объединяет более 15 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. Количество организуемых в округе фестивалей и конкурсов увеличилось на 20%. В течение последнего учебного года проводился цикл семинаров по методическому сопровождению фестивалей и конкурсов, в том числе по поддержке жанров окружного фестиваля «Северные созвездия» в рамках городского фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии». Ежегодно в округе проводится окружной фестиваль «Эстафета искусств», на котором представляются концертные программы школ. Фестиваль объединяет более 4000 обучающихся.

В области профилактики правонарушений, безнадзорности и злоупотребления психоактивными веществами решались такие задачи, как: формирование законопослушного поведения и правовой культуры обучающихся, создание комфортных условий в образовательных учреждениях для социальной адаптации и реабилитации детей и семей «группы риска», защита прав и свобод обучающихся. В 80% образовательных учреждений округа сформированы социально-психологические службы, деятельность которых направлена на сохранение психологического здоровья учащихся, обеспечение полноценного личностного развития школьников. Деятельность социально-психологических служб осуществляется через проведение индивидуальной работы с обучающимися, создание школьных советов профилактики и психолого-медико-педагогических консилиумов. Школьные социально-психологические службы разработали индивидуальные программы коррекционной работы с учащимися «группы риска». Формы и методы индивидуальной работы с детьми обеспечивает эффективное взаимодействие всех звеньев профилактики. Наряду с традиционными формами профилактической работы в практику внедряются новые формы и методы профилактики: игротехника, привлечение несовершеннолетних в волонтерские группы. Особую роль в деятельности социально-психологических служб занимает формирование культуры здорового образа жизни подрастающего поколения. Ежегодно классные коллективы образовательных учреждений округа принимают участие в городской программе по профилактике табакокурения «Не ку.ru».

Условием формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе стало правовое воспитание. Образовательные учреждения округа ежегодно участвуют в городской акции по правовому просвещению обучающихся «Я и мои права», в рамках которой проводятся ролевые игры, защита проектных работ и презентаций учащихся на тему «Я гражданин России», конкурс детских рисунков «Права ребенка, твои и мои», выставки книг «Права детей» и другие события.

Работа образовательных учреждений по профилактике основывается на взаимодействии с социальными партнерами: районными ПДН ОВД, наркологическим диспансером №11, Методическим центром «Дети улиц», центрами социальной помощи семье и детям, комиссиями по делам несовершеннолетних и ЗП, детскими поликлиниками, органами опеки и попечительства. Совместная деятельность всех звеньев профилактики привела к снижению уровня подростковой преступности в округе на протяжении последних трех лет почти на 10%.

Воспитательный процесс призван обеспечить формирование гражданских ценностей, воспитание гражданина и патриота, осознающего свой долг перед Отечеством и малой родиной. Реализация программ гражданско-патриотического воспитания осуществлялась через взаимодействие Центра патриотического воспитания, образовательных учреждений округа с государственными и общественными организациями, окружным Советом ветеранов, Московской городской организацией РОСТО (ДОСААФ), окружным Советом ветеранов педагогического труда.

Система работы по патриотическому воспитанию приобрела особую значимость в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Во всех образовательных учреждениях округа были проведены торжественные линейки, тематические классные часы, Уроки мужества, акции Памяти, торжественные мероприятия, посвященные Дням воинской славы, митинги и возложения венков и цветов ко всем мемориальным памятникам на территории округа и Подмосковья, фестивали, конкурсы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, а первый урок нового учебного года был посвящен юбилею Великой Победы: «Это гордое слово - Победа!». Конкурсы сочинений, фотографий, проектов на тему: «Нет фашизму!», «Судьба моей семьи в истории моей страны», «Я помню! Я горжусь!» показали интерес сегодняшних школьников к истории своей страны. Музеи образовательных учреждений пополнило многотомное издание окружной Книги Памяти, в которой собраны воспоминания внуков и правнуков героев - участников событий тех страшных лет, альманахи воспоминаний участников войны - жителей округа. Каждый год издание Книги будет продолжаться, сохраняя память и благодарность потомков за Великую Победу. Обновление экспозиций школьных музеев боевой славы будет продолжено в период подготовки к 70-летию битвы под Москвой.

Существенную помощь в деле патриотического воспитания молодежи играет окружной Совет ветеранов, при поддержке которого были созданы или обновлены экспозиции школьных музеев боевой славы. В каждом образовательном учреждении округа открыты музейные экспозиции, посвященные 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Для распространения эффективных методов музейной педагогики в округе проводятся смотры-конкурсы музеев образовательных учреждений: «Растим патриота, воспитываем гражданина» и «Первые шаги». Музейный комплекс школы №727 занял 1-е место в городском этапе конкурса на лучший военно-исторический музей. Существенных успехов достигло туристско-краеведческое направление работы. В течение нескольких лет подряд округ удерживает лидерство в городской олимпиаде по московской топонимике.

В образовательных учреждениях округа внедряются новые формы и методы воспитывающей деятельности, применяются современные технологии, осуществляется психологическая и социально-педагогическая поддержка детей и молодежи, разрабатываются и реализуются авторские программы воспитания.

Инновации базируются на проверенной основе, становление новых образовательных структур возможно только на основе традиций, которые стали основой для воспроизводства системы образования. Педагогическая традиция обогащается постоянно, ведь развитие социальной системы влечет за собой как необходимое условие воспроизведение, сохранение, приращение накопленного человеческого опыта. Преемственность - это то, что связывает опыт предыдущих поколений и обеспечивает надежное будущее. Назначение педагогической традиции состоит в обеспечении для последующих поколений педагогов возможности решать новые назревшие педагогические проблемы посредством использования теоретического и практического наследия прошлых поколений.

Непрерывность и преемственность образования - целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Это связь между различными этапами и стадиями в историческом развитии теории и практики образования, базирующаяся на сохранении и последовательном обогащении общих традиций и частного позитивного педагогического опыта, на постоянном качественном обновлении с учетом изменений в жизни общества и нового содержания образовательных потребностей.

Образование предполагает баланс двух одинаково необходимых свойств: знание прошлого и умение превзойти прошлое. При этом каждый из этих факторов имеет существенное значение. Знание истории и культуры человечества, умение оценить вклад предшествующих поколений в мировую практику поможет человеку понять свое место в обществе и мире, сформировать свою систему ценностей и идеалов, что станет прочной основой развития - нравственного, духовного, профессионального, личностного.

Образовательные учреждения Северного округа активно включены в процесс формирования современного образовательного пространства, занимают уверенные позиции на пути к новой школе. Педагогические коллективы имеют высокий потенциал для реализации передовых инновационных проектов. Но важно помнить, что инновации в образовании - это огромная ответственность за результаты своего труда, за судьбы подрастающего поколения нашей страны.