В 2007 году, когда область переходила на новую систему оплаты труда, коллектив школы принял у себя представителей ЦК профсоюза, которые приезжали в Тамбов изучать опыт введения НСОТ, а также участие областной организации профсоюза в ее правовом сопровождении. Специалисты ЦК дали высокую оценку взаимодействию профкома и администрации школы, а коллективный договор учреждения был отмечен как удачный пример социального партнерства.

В коллективе нет конфликтов между администрацией и профсоюзом: есть общий интерес, общая цель. Директор Ирина Курбатова объясняет свою позицию так: «Нужно уважать закон и достоинство каждого работника, тогда и проблем не будет. Кроме того, симпатий, антипатий, претензий, не связанных с рабочим процессом, просто быть не может. И если решения принимаются непредвзято, прозрачно, почвы для конфликтов не возникает».

Надежда Серафимовна Иванова, возглавляющая профком уже 17 лет, не только успешный профлидер, но и творческий, увлеченный педагог. В рамках проекта, который начало областное управление образования в этом году, она ведет уроки географии с применением космических технологий. В проекте участвуют более десяти школ: «На область было выделено тринадцать спутниковых антенн «Космос-М2», и создана группа учителей математики, информатики и географии, которые реализуют этот проект, - рассказывает председатель профкома. - Наши антенны позволяют улавливать информацию с космических спутников и получать снимки разных участков Земли. С их помощью можно заниматься измерением расстояний, определением площадей, географических координат, высоты облаков. На уроках ждать информацию со спутника проблематично, поэтому эти снимки мы собираем в банке данных и потом используем на занятиях».

В сентябре Надежда Серафимовна даже собирается открыть школьный метеоцентр и рассказывать по радио о погодных изменениях. Кроме того, председатель профкома - соавтор учебника для шестого класса по географическому краеведению, по которому занимаются школьники Тамбовской области.

Есть у профлидера и хобби, далекое от ее основной профессиональной деятельности. Надежда Серафимовна вышивает потрясающие картины. За свои работы она была признана «Мастером «Золотые учительские руки» на городском профсоюзном конкурсе.

В школе №13 реализуется три профиля обучения: химико-биологический, инженерно-технологический и гуманитарный, в этом году открывается четвертый профиль - социально-гуманитарный. Школа, где работают чуть более ста человек, переполнена - здесь учатся 1122 школьника. Учитывая непростую демографическую ситуацию в области, это говорит о многом.

«Мы давно поняли, что школа не только должна удовлетворять образовательные потребности детей в рамках базисного учебного плана, но и развивать личность ребенка далеко за его пределами, - говорит директор Ирина Курбатова. - Поэтому у нас открыта «Школьная академия» - центр дополнительного образования, где представлен широкий спектр услуг для детей разного возраста, начиная с предшкольной подготовки и заканчивая 11-м профильным классом. На базе центра работают несколько школ: юного журналиста, молодого инженера, изобретателя, спортивная школа, школа искусства. Ребенок может после уроков продолжить занятия по своим интересам. Возможно, это первый шаг к реализации новых образовательных стандартов. Ученики профильных классов могут общаться с профессурой уже в стенах школы: у нас по совместительству работают преподаватели Тамбовского государственного технического госуниверситета и Тамбовского госуниверситета имени Державина. Ученики также могут посещать лаборатории вузов и в конечном счете определиться в призвании».

На базе «Школьной академии» проводится областная научно-практическая конференция «Грани творчества». Второй год ее победители получают президентский грант - 30 тысяч рублей.

Кроме того, совместно с институтом естествознания ТГУ им. Г.Р.Державина академия проводит эксперимент по дистанционному обучению сельских школьников по профильным дисциплинам. Ребята занимаются абсолютно бесплатно. И, по словам Ирины Курбатовой, эксперимент дает неплохие результаты: «Семь перспективных студентов мы уже вырастили. В проекте зарегистрированы ученики из пяти районов области и даже из Тамбова. Уже наработана программа по иностранному языку, истории, социологии, педагогике, экономике, и сейчас технический университет работает над программой инженерного цикла, которую мы с первого сентября хотели бы запустить».

Еще при «Школьной академии» действует хореографическая студия «Семицветик», где занимаются обычные микрорайоновские дети. Благодаря таланту и упорству руководителя студии они уверенно стоят на пуантах. «Семицветик» становился победителем международных конкурсов в Сочи, Петербурге, Москве.

В 13-й школе хорошо развита преемственность поколений: здесь трудятся представители тринадцати династий педагогов. Идет тенденция к омоложению коллектива: только в этом году в школу пришли шесть молодых специалистов, это для некоторых районов области почти заоблачная цифра. Людям здесь комфортно работать потому, что создаются условия для раскрытия их потенциала. В школе №13 ежегодно проводится День науки - собирается профессура двух университетов, приезжают представители образовательных учреждений Тамбовской области, проходят открытые заседания кафедр, где разбираются вопросы, которые на сегодняшний день кажутся педагогам актуальными.

Средняя зарплата учителей в школе выше среднего показателя по региону. Десять педагогов получают 20 тысяч рублей. Преподаватели имеют возможность в свободное от основной работы время дополнительно заработать в «Школьной академии».

В этом году школа №13 была признана лучшей школой Тамбовщины. На последнем этапе конкурса ее активисты защищали проект школьной организации «Алые паруса» - «Добрые дети мира». Вообще, проектной деятельностью в этом образовательном учреждении занялись еще в 2005 году - подтолкнуло непростое финансовое положение. «Театр начинается с вешалки, а школа - с материальной базы, - любит повторять директор. - Мы понимаем, что хорошо учить детей только с мелом и тряпкой невозможно».

В 2006 году школа стала победителем национального проекта «Образование» и получила миллион рублей. На эти деньги купили три компьютерных класса, заменили часть мебели. Потом коллектив выиграл конкурс «Лучшая школа Тамбова» - премию потратили на новое оборудование столовой. Наградой за победу в областном конкурсе «Лучшее образовательное учреждение по подготовке к новому учебному году» стал еще один компьютерный класс. В рамках проекта модернизации образования школа получила кабинеты химии, физики, русского языка, литературы, истории, интерактивные доски. Благодаря победам в других конкурсах приобрели персональные компьютеры для педагогов в каждый учебный кабинет.

По инициативе родителей при школе открыт фонд поддержки общеобразовательного учреждения «Успех». Фонд зарегистрирован, скоро откроется счет, куда все желающие оказать поддержку школе смогут перечислять средства. «Я не знаю ни одного бюджетного предприятия, которое не испытывало бы никаких материальных затруднений. Думаю, это выход из той ситуации, которая на сегодня сложилась», - считает Ирина Владимировна.

В прошлом году директор получила второе образование менеджера, поскольку коллектив принял решение о переходе школы в статус автономного учреждения. «Опыта работы таких учреждений в нашей территории мало, - делится Ирина Курбатова, - и практических знаний на эту тему тоже. Придется во многом быть первопроходцем, а это страшит. Страшит родителей и платное образование, которое по конституции должно быть бесплатным. Базисный учебный план, конечно, останется бесплатным, но автономное учреждение только на субсидии и субвенции не сможет выжить, поэтому платные образовательные услуги необходимы, и родители должны это понимать.

Наши успехи - это заслуга и коллектива, и профсоюзного комитета, и администрации, - подводит итог беседы директор. - Профсоюзная организация не только помогает людям решать проблемы, связанные с трудовым законодательством, но и позволяет улучшить взаимопонимание среди сотрудников. Молодежь, которая приходит к нам в коллектив, охотно вступает в профсоюз именно потому, что видит с его стороны поддержку не только в профессиональной сфере. А рациональная критика признается обеими сторонами как положительный фактор».