Понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин.

В рамках гендерного воспитания прежде всего решается основная задача - развитие полноценной личности девочки и мальчика с учетом их индивидуальных особенностей. В основе работы педагогов Ресурсного центра «Девочки и мальчики» лежит важная задача - отойти от стереотипов воспитания, чтобы создать равные возможности для развития и девочек, и мальчиков, сделать привлекательным для мальчика мужской гендер, а для девочки - женский.

Перед Ресурсным центром «Девочки и мальчики» встал один из важнейших вопросов воспитания в наше время: создание технологий для воспитания настоящего мужчины и истинной женщины с учетом требований различных культур, а это уже подход, который может быть интересен педагогам и психологам мирового сообщества. Этот детский сад стал родоначальником идей, причем воплощение этих идей в жизнь происходит не только в этом дошкольном учреждении, но благодаря хорошо поставленной работе коллектива этого сада в грамотном взаимодействии с другими ДОУ Москвы.

Почти ежемесячно детский сад №557 принимает у себя гостей из всех округов Москвы, делится своим опытом с другими дошкольными учреждениями, участвует в выездных окружных и городских мероприятия.

Алексей БЕЛАВАРИ, глава управы района Зюзино:

- Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом стала актуальной задачей сегодняшнего дня.

В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Проблема настолько очевидна, что ее актуальность определена не только на федеральном, но и на международном уровне.

Это действительно очень важно понять и принять наших девчонок и мальчишек такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами!

По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения стали одной из главных проблем XXI века. В подтверждение этого 16 ноября 2007 года в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО был подписан Меморандум о сотрудничестве между Москвой и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, где одно из главных направлений деятельности определено как разработка и внедрение технологий воспитания и развития девочек и мальчиков в детском саду и семье.

Мы рады, что в нашем районе Зюзино есть детский сад №557, который вплотную занимается этим вопросом. В январе 2008 года это дошкольное учреждение включилось в экспериментальную работу пилотного проекта совместной деятельности ЮНЕСКО и Департамента образования «Московское образование: от младенчества до школы» - детский сад стал работать как Ресурсный центр «Девочки и мальчики», взяв на себя огромную ответственность по организации педагогического процесса по воспитанию детей с учетом гендерных особенностей. Учет гендерных особенностей детей - важнейший аспект здоровьесбережения. Ресурсный центр ищет и находит новые пути решения в этой области и транслирует свой опыт другим учреждениям района и города.

Галина СЕМЕНОВА, заведующая педагогической практикой педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения, почетный работник общего образования РФ:

- Коллектив детского сада №557 всегда отличался высоким методическим потенциалом, творчеством, стремлением к инновациям. Поэтому еще до получения им статуса Ресурсного центра «Девочки и мальчики» педагогический колледж №4 сотрудничал с детским садом в практической подготовке студентов. Например, бывшая студентка колледжа и практикантка детского сада №557 Елена Терехова сегодня успешно руководит экспериментальным направлением работы детского сада. В настоящее время сотрудничество детского сада и педагогического колледжа вступило в новую стадию совместной деятельности в рамках развития пилотного проекта совместной деятельности Правительства Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».

Процесс гендерной социализации в дошкольном возрасте представляет огромный интерес и для преподавателей, осуществляющих профессиональную подготовку будущих специалистов. В совместную работу с детским садом по проблеме гендерного воспитания включен весь коллектив педагогического колледжа.

Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности между педагогическим колледжем №4 и детским садом №557, Ресурсного центра «Девочки и мальчики» предусматривает реализацию совместных мероприятий по основным направлениям деятельности Ресурсного центра. Это:

- проведение «круглых столов» на базе педагогического колледжа и детского сада по изучению психолого-педагогических основ гендерного воспитания, обобщению и распространению опыта работы;

- совместное участие в городских научно-практических конференциях в рамках пилотного проекта;

- оказание методической помощи педагогам детского сада в овладении новыми педагогическими технологиями в области дошкольного образования: семинары-практикумы, мастер-классы, консультации;

- волонтерская работа студентов.

На мой взгляд, такой союз теории и практики необходим для взаимного методического обогащения обоих педагогических коллективов и должен внести определенный вклад в совершенствование дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей.

Мы гордимся тем, что совместно с педагогами детского сада, с научными руководителями Ресурсного центра стоим у истоков внедрения процесса гендерной социализации в дошкольное образование. А задачей ближайшего времени считаем расширение и углубление направлений сотрудничества, разработку содержания и механизма взаимодействия педагогического колледжа и детского сада.

Любовь ТАРАСОВА,

заместитель директора

по воспитательной работе школы №658:

- На территории района Зюзино уже несколько лет ведут совместную работу школа №658 и детский сад №557.

Старшеклассники школы №658 проводят тематические развлекательные праздники: «Праздник осени», «Зимушка-зима», праздники, посвященные 23 Февраля и 8 Марта, Масленицу. Очень нравятся дошкольникам конкурсы, викторины, игры и беседы, которые предлагают им наши ученики. Ребята детского сада вместе с учениками школы выезжают бесплатно в театры на лучшие детские спектакли.

На протяжении нескольких лет мы совместно проводим субботники по благоустройству территории, где трудятся не только учащиеся и учителя, но и родители, работники детского сада.

Родительская общественность детского сада и школы, учащиеся и дошкольники принимают участие в благотворительных акциях: собирают вещи, игрушки, книжки, школьно-письменные принадлежности для детей-сирот Ступинского района Московской области.

Начиная с 2009 года мы активно включились в экспериментальную деятельность, проводимую на базе детского сада №557, по внедрению гендерного подхода в воспитании детей. Наши учителя начальных классов посещают все открытые мероприятия, которые проводит детский сад по этому направлению. Сейчас среди этих учителей сложилась инициативная группа, которая прониклась идеями гендерного подхода и пытается продолжить данное направление со своими учениками.

Мы очень надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество, взаимопонимание и взаимопомощь, процветание и успех наших дальнейших действий.

Екатерина КУЗЬМИЧЕВА, депутат Государственной Думы РФ:

- Актуальность деятельности Ресурсного центра «Девочки и мальчики» не вызывает сомнения. Социальная стратегия нашего государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. Поэтому очень хорошо, что Департамент образования включил в пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы» в рамках совместной деятельности с ЮНЕСКО тему «Разработка технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

Хочется надеяться, что Ресурсный центр, которым руководит заслуженный учитель Российской Федерации Ирина Иванова, и все руководители и педагоги, которые участвуют в работе над проектом, смогут устранить существующие в настоящее время противоречия, связанные с этой проблемой. В первую очередь это касается противоречия между потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и традиционной полоролевой практикой воспитания. Например, ученые установили, что в дошкольном детстве мальчики более предрасположены к повышенной тревожности, чем девочки. Это связано с тем, что в семье и дошкольном образовательном учреждении взрослым очень удобно иметь послушного, спокойного, бесконфликтного мальчика, поэтому они добиваются от ребенка именного этого типа поведения. Но в то же время, ориентируясь на полоролевой стандарт, взрослые требуют от мальчиков мужественности: им не разрешают плакать («ты же будущий солдат»), жаловаться на боль. Такие противоречия в воспитании создают предпосылки для переживания «конфликта гендерных ценностей» у мальчиков, что усиливает их тревожность и оказывает негативное влияние на поведение и деятельность ребенка, вызывая рецидивы заболеваний.

Надеюсь, что благодаря деятельности Ресурсного центра «Девочки и мальчики» дошкольные образовательные учреждения и родители не только Москвы, но и России получат методические рекомендации по повышению гендерной компетентности.

Желаю успеха в этой важной и нужной работе!

Словарь терминов

Гендер - социальный пол, совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Гендерные стереотипы - расхожие представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины.

Гендерная идентичность (принадлежность) - базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу (гендеру), осознание себя представителем данного пола, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте.

Гендерная устойчивость (или гендерная стабильность) - знание о неизменности пола во времени, которое выражается в том, что девочки и мальчики осознают, что, взрослея, будут становиться женщинами и мужчинами, и никак иначе.

Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний - то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, массмедиа.

Гендерная социализация - усвоение социальных норм, правил поведения, установок, согласующихся с культурными представлениями о роли, пожелании и предназначении женщины и мужчины в обществе.

Гендерные установки проявляют себя в характере исполнения субъектом женской и мужской роли.