Улучшение социально-экономических условий жизни москвичей, эффективная деятельность органов здравоохранения и служб, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, во многом обусловили успехи направления работы «Наилучшие условия для рождения и начала жизни»:

- благоприятные изменения медико-демографической ситуации в Москве, о чем свидетельствуют рост рождаемости, относительная стабилизация показателей младенческой смертности и сокращение естественной убыли населения;

- увеличение показателя средней ожидаемой продолжительности жизни москвичей.

По направлению «Охрана здоровья и здоровый образ жизни» снижены показатели общей заболеваемости детей, в целом стабилизировались показатели заболеваемости инфекционными заболеваниями (за исключением гриппа и ОРВИ), снизилось число детей, относящихся к III группе здоровья, достигнуты высокие показатели охвата детского населения профилактическими прививками. Состояние здоровья детского населения Москвы поддерживается на относительно стабильном уровне.

Позитивные тенденции, наметившиеся в поддержании здоровья детей и подростков, подкрепляются социальной поддержкой московских семей.

Деятельность по обеспечению прав ребенка на отдых и досуг была наиболее успешной по тем направлениям, где удалось объединить усилия различных структур, консолидировать средства и ресурсы. В целом в обеспечении бесплатными и льготными путевками сохранен уровень не ниже достигнутого в 2008 году (их количество выросло более чем на 5 тысяч штук). В рамках объявленного в Москве Года равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья были организованы санаторные лагеря, впервые был организован летний оздоровительный отдых для ВИЧ-инфицированных детей.

Экономическая поддержка задач направления «Ребенок в семейном окружении» не была снижена, несмотря на финансовые трудности, связанные с экономическим кризисом. Правительство Москвы в 2009 году изыскало возможность увеличения размера большинства денежных выплат семьям с детьми, расширен круг получателей ежемесячного пособия на ребенка (на детей старше 16 лет независимо от факта учебы), а также введены две новые ежемесячные компенсационные выплаты (на детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, усыновленных и на детское питание родителям - учащимся учреждений начального и среднего профессионального образования).

В 2009 году была продолжена и интенсифицирована работа по выполнению жилищных программ: реализуется льготное обеспечение жильем молодых и многодетных семей, для чего используются возможности городского жилищного фонда.

Работа по реализации комплекса мер по преодолению социального сиротства в Москве на 2009-2011 годы позволила сократить число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Успешно работает социальная сеть московских семей «Интерактивная дискуссионная площадка «Московская семья», основные задачи которой - пропаганда семейных ценностей и организация диалога органов исполнительной власти и московских семей.

В области решения задач направления «Ребенок в образовательной среде» достигнуты существенные успехи. Образовательные учреждения Москвы предлагают широкий спектр услуг, получение которых возможно в различных формах, в том числе и в дистанционной форме, которая во многих случаях становится оптимальной для детей с особыми нуждами, складывается практика выстраивания индивидуальных образовательных траекторий учащихся, в наибольшей степени эти процессы затрагивают старшеклассников.

В Год равных возможностей в столице удалось реализовать целый комплекс мер по решению задач направления «Дети-инвалиды и дети с особыми потребностями» и обеспечить дополнительную поддержку семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Деятельность Правительства Москвы по улучшению положения детей-инвалидов столицы не сводится только к выплате денежных компенсаций, иных социальных пособий и предоставлению различных льгот. Заметную роль в оказании помощи семьям с детьми, имеющими особые нужны, самим детям-инвалидам играют учреждения образования, культуры, спорта и в целом создание безбарьерной инфраструктуры, позволяющей добиться большей мобильности для детей-инвалидов.

Очень важным в дальнейшей работе станет:

- профилактика отказов родителей от ребенка-инвалида и содействие семейному устройству детей-инвалидов, от которых отказались родители;

- расширение системы инклюзивного и дистанционного (Интернет) обучения для всех категорий детей с особыми потребностями;

- создание дополнительных условий для полноценного участия детей-инвалидов и их семей в социальной, культурной, спортивной жизни Москвы;

- развитие системы профессионального (трудового) обучения, доступной каждому ребенку-инвалиду в соответствии с медицинскими показаниями.

По направлению работы «Ребенок в трудной жизненной ситуации» особенно актуальна проблема сокращения числа безнадзорных и беспризорных детей за счет усиления профилактической работы с семьями «группы риска». Отдельное направление - работа по защите прав детей-мигрантов. Сохраняется потребность в создании школ русского языка для процесса социокультурной интеграции детей-мигрантов, введении системного учета, мониторинга и анализа данных в сфере обучения детей этой категории.

Работа по преодолению негативных явлений в подростковой и молодежной среде в целом привела к некоторому сокращению числа правонарушений, совершенных юными москвичами в прошедшем году.

По направлению «Ребенок в социальном окружении» ведется работа по активизации ученического самоуправления, созданию детских и молодежных общественных организаций для вовлечения их в процесс принятия управленческих решений, а также участия детей и подростков в разработке и реализации инициатив, направленных на улучшение окружающей жизни. В этом направлении наиболее важны проблемы развития системы информационно-методической поддержки деятельности детских общественных объединений.

Подводя итоги сделанного, можно сказать, что стратегическая цель деятельности Правительства Москвы сохраняется прежней - сделать город доброжелательным к детям, создать условия для удобного, комфортного и безопасного проживания в нем каждого ребенка. Деятельность Правительства Москвы направлена на решение задач, обозначенных программами Года ребенка, Года семьи и Года равных возможностей. Все эти меры позволят проводить эффективную целенаправленную политику в области дальнейшего улучшения положения детей в Москве.

Мнение

Бертран БЕЙНВЕЛЬ, представитель ЮНИСЕФ в России:

- Москва - пример города не только для Российской Федерации, но и мира, где заботятся о семьях, имеющих детей, где создают все возможные условия для сохранения здоровья, получения образования и развития для всех детей.

От первого лица

Людмила ШВЕЦОВА, первый заместитель мэра в Правительстве Москвы:

- Спасибо Бертрану Бейнвелю за столь высокую оценку нашей работы, ЮНИСЕФ за то, что в 2007 году, который был объявлен в Москве Годом ребенка, мы подписали Меморандум о сотрудничестве в деле защиты интересов детей в Москве. Именно в этом году Москва не просто так, а потому что заслужила, получила первой в России звание «Город, доброжелательный к детям». Это награда за уже решенные проблемы и очень серьезный стимул, который был дан городу, который выполнил 8 условий ЮНИСЕФ, для того чтобы получить это звание. Эти условия по-крупному сводились к тому, что должна была быть программа по отношению к детям - четкая, многоуровневая, межотраслевая, должен был быть уполномоченный по правам ребенка, который защищает интересы детей, должны были реализовываться несколько обязательных программ, которые могли бы характеризовать город как устремленный мыслями и делами к улучшению положения детей.

После того как закончился Год ребенка, нам задавали много вопросов: а что будет потом, а не забудем ли мы о своих обещаниях и всех тех программах, что начали. Могу сказать, что не забыли, а наоборот, продолжаем начатую работу, развиваются все программы и проекты. Есть хорошие результаты.

Год ребенка научил нас очень важному правилу: если есть проблема, то решать ее нужно всем миром на основе программного подхода, когда будут определены цели, технологии, отработаны механизмы, в том числе и межведомственного взаимодействия, когда к реализации программы будет подключена общественность, а по сути, все городское сообщество, когда программные решения будут подкреплены деньгами (без этого невозможно, иначе это будут не дела, а лишь декларации), законами. Вот совершенно понятна всем очевидная технология. Но для того чтобы выстроить эту технологию, была проделана очень большая работа. Кстати, технология реализации программы Года ребенка потом была использована и в Год семьи, и в Год равных возможностей и стала вообще нашей городской социальной технологией реализации крупных проектов и программ.

Программный год реализации каких-то крупных проектов, в частности Года ребенка, дает нам серьезный набор высоты и не предполагает потом ее снижения. Он предполагает полет на выбранной высоте либо все-таки дополнительный набор высоты в будущем. Если мы в бюджете Москвы - Московская городская Дума приняла такое решение по предложению Правительства Москвы, - увеличили социальную долю на 60 процентов, то понятно, откуда появились и новые льготы для многодетных семей, и увеличенные выплаты различным категориям детей, и новые построенные детские больницы и поликлиники, и новое оборудование, и многое другое. Деньги на программу Года ребенка были даны очень и очень приличные.

Я думаю, что, конечно, очень важно защищать интересы детей, контролировать исполнение программ и проектов, которые принимаются на уровне Правительства Москвы и Московской городской Думы. Особо отмечу институт уполномоченного по правам ребенка. Первым уполномоченным в Москве был Алексей Головань, который этот институт создавал. Кстати, идея проведения в Москве Года ребенка имеет двух авторов - Юрия Лужкова и Алексея Голованя. Сейчас этой работой занимается Евгений Бунимович, учитель математики, знающий проблемы детей. Думаю, мы и дальше будем заниматься в Москве соблюдением прав детей на очень высоком, профессиональном и заинтересованном уровне.