Елена БАРАНОВА,

педагогический колледж №15

Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Проблема воспитания толерантности у детей разных возрастов находит в настоящее время живой отклик у многих практических работников системы образования. В школах и дошкольных образовательных учреждениях успешно решаются вопросы формирования культурной и этнической толерантности, специалистами разработаны принципы воспитания толерантности и методические аспекты организации этой деятельности в учебных заведениях. Достаточно упомянуть хотя бы исследования Л.Антоновой с соавторами А.Погодиной, Л.Росляковой и О.Хухлаевой, разработки учителей из разных школ, публикуемые в периодических изданиях и на интернет-сайтах. Эти материалы в своей совокупности могут служить достаточно эффективной базой для организации работы по формированию толерантности у студентов педагогического колледжа на принципах активного личностного развития в направлении признания и отстаивания универсальных прав и основных свобод человека.

Педагогический колледж №15 исследует проблему формирования толерантности во взаимодействии с Ресурсным центром «Двуязычный Ребенок - диалог языков и культур» ЦРР - детским садом №1787, где студенты проходят педагогическую практику.

Для того чтобы оценить предполагаемые направления работы, мы провели тестирование в группах II и III курсов для определения имеющегося уровня толерантности у студентов колледжа.

Для опроса использовался тест коммуникативной толерантности В.В.Бойко (с небольшими изменениями), заимствованный на интернет-сайте Pedsovet.su. Всего были опрошены 64 человека.

Отмечу, что полный диапазон возможных показателей уровня толерантности лежит в пределах от 0 до 115 - от наиболее высокого (0) к низшему (115) уровню. Полученные нами при опросе показатели располагаются в пределах значений от 31 до 75. Это соответствует главным образом среднему уровню толерантности (его диапазон 40 - 70). Вместе с тем видно, что диаграмма, составленная по результатам опроса, содержит два характерных пика, один из которых приходится на интервал 31 - 55, а второй - на интервал 45 - 75. Мы считаем возможным интерпретировать такой характер диаграммы следующим образом.

Диапазон правого пика значений однозначно соответствует диапазону среднего уровня толерантности. На наш взгляд, эти показатели характеризуют тип студентов, которых можно назвать профессионально немотивированными, то есть их восприятие «другого», их отношение к «другому» находится на уровне обыденной жизни. Следовательно, здесь можно сделать вывод еще и о том, что их коммуникативная компетентность как будущих педагогов не приобрела профессиональный характер, они слабо подготовлены к гуманистическому взаимодействию с будущими воспитанниками.

Напротив, та группа респондентов (около трети общего числа), чьи ответы образовали левую часть диаграммы, обладает уровнем толерантности, тяготеющим к высокому, а значит, можно считать, что их отношение к «другому» диктуется их сознательным профессиональным выбором и они психологически лучше подготовлены к своей предстоящей деятельности.

Разумеется, наши выводы носят оценочный характер, они могут быть оспорены или опровергнуты результатами опроса с более представительной выборкой. Однако они достаточно легко подтверждаются объективной оценкой контингента учащихся колледжа, в котором студенты, реально намеренные работать впоследствии по специальности, составляют менее половины.

Продолжая анализ результатов, отмечу, что ни один из опрошенных не показал низкого уровня общей коммуникативной толерантности, что в целом представляет картину относительного благополучия в среде студентов колледжа.

Однако среди предложенных в тесте вопросов были и такие, ответы на которые вызывают чувство тревоги. Это, в частности, ответ на вопрос о непосредственном отношении к людям другой этнической принадлежности. При ответе на него низкий и очень низкий уровень этнической толерантности продемонстрировали около 70 процентов студентов колледжа. От 30 до 40 процентов опрошенных проявляют негативное отношение к людям, отличающимся, с их точки зрения, «в худшую сторону» (имеющим более низкий интеллект, уступающим по знаниям, «странным», старикам в общественных местах). Очевидно, что все эти факторы характеризуют недостаточность культуры толерантности у студентов колледжа. Уровень толерантности педагога не должен находиться на ступени обывательского восприятия жизни. Следовательно, коллективу колледжа необходимо проводить работу по развитию толерантных качеств у своих воспитанников в направлении повышения общего уровня толерантности, делая в то же время особый акцент на развитие толерантности этнической.

Большую помощь в решении этой задачи мы получаем от сотрудников Ресурсного центра «Двуязычный ребенок - диалог языков и культур». Студенты колледжа, проходящие педагогическую практику, погружаются в проблематику деятельности Ресурсного центра: они принимают участие в работе «круглых столов» по различным аспектам толерантности, присутствуют при проведении занятий с детьми, представляют свои работы на совместные выставки творчества. При этом они получают возможность наблюдать различные формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников, такие как знакомство со сказками разных народов, проведение викторин, конкурсов, подвижных игр разных народов, ознакомление с обычаями, традициями и этикетом представителей других культур.

Мы надеемся, что наше сотрудничество с работниками Ресурсного центра будет успешно продолжаться и принесет желаемые результаты, когда выпускники колледжа будут приходить в детский сад, исповедуя принципы терпимого и благожелательного отношения к тем, кто называется словом «другой».