Татьяна ТРУШИНА,

старший воспитатель детского сада №1263

Необходимое условие для обеспечения комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном социуме и полноценного развития детей дошкольного возраста с учетом их культурной самобытности - объединение усилий дошкольного образовательного учреждения, родителей и различных социальных институтов в проведении планомерной работы по формированию уважительного и доброжелательного отношения к представителям разных культур, проживающих в многонациональном московском мегаполисе.

Наш детский сад активно сотрудничает с муниципалитетом «Старое Крюково» Зеленограда. Воспитанники детского сада постоянно принимают участие в мероприятиях, проводимых муниципалитетом: участвуют в празднованиях Дня города, встречаются с ветеранами, ходят в гости и принимают у себя представителей разных служб города, знакомятся с работой центров детского творчества и этнографическими коллективами. При этом акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни.

Например, наш детский сад активный участник мероприятий, проводящихся в нашем микрорайоне в рамках празднования Дня города. Каждый год наши ребята вместе с родителями принимают участие в «Празднике пирога» наравне с профессионалами своего дела - известными в нашем городе пекарями. Во время праздника проходит выставка, каждый рассказывает о своем пироге, о том, с чем он, кто его приготовил. Так как в нашем детском саду дети разных национальностей, то и пироги получаются самыми разными.

К этому празднику дети вместе с музыкальными руководителями готовят музыкальные и танцевальные номера, обычно они исполняют их в народных костюмах. Наши воспитанники знают о культурах разных народов - умеют танцевать и русские, и армянские, и белорусские, и корейские народные танцы. Именно эти номера они и показывают во время праздника.

Совместно с муниципалитетом наш детский сад часто проводит встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Дети готовят для них различные концерты: исполняют танцы, читают стихи и поют песни. На одной из такой встреч после концерта мы попросили ветеранов рассказать о том, кто были их боевые товарищи, с кем они дружили во время войны.

Мария Кирсанова во время Великой Отечественной войны работала на передовой в военном штабе машинисткой. Она рассказывала детям о том, что во время войны всем было очень тяжело, но они не унывали и шли дальше до Берлина, зная, что победа будет за ними. О своих товарищах, боевых друзьях она сказала, что все они были замечательными людьми, настоящими героями. Это были люди разных национальностей: и буряты, и киргизы, и татары, и азербайджанцы, и украинцы, и белорусы. Но все были очень дружными, вместе ходили в бой, отстаивали свободу своей страны. Детям очень понравился рассказ, а Мария Васильевна попросила ребят, чтоб они всегда были дружными, всегда заботились о своих близких, друзьях и уважали друг друга.

Важнейшее направление работы нашего детского сада - организация в различных формах сотрудничества, коммуникации и взаимного приобщения к культурным ценностям взрослых и детей разных национальностей; ознакомление как русских, так и представителей иных этнических групп с разнообразием возможных вариантов жизненного уклада, встречающихся в Москве, воспитание толерантности у детей дошкольного возраста.

Мы считаем, что в работе по формированию положительных интерэтнических отношений необходимо участие родителей, без которого невозможно добиться каких-либо значимых результатов. Наш детский сад имеет значительный положительный опыт работы с родителями наших воспитанников. У нас постоянно проводятся совместные мероприятия - досуги, праздники, выставки, конкурсы. Родители - активные участники всех дел, которые проходят в детском саду. Также активно родители включились и в работу по интеркультурному воспитанию. Они не только принимали участие в различных выставках и конкурсах, но и проводили для детей мастер-классы, знакомящие их с обычаями и традициями разных народов.

Когда мы знакомили детей с белорусской культурой, то решили провести конкурс на «Лучшее блюдо из картошки». Ведь именно картошка (или «бульба» по-белорусски) - главный овощ и на русском, и на белорусском столе. Родители с готовностью откликнулись на наше предложение, в этом конкурсе приняли участие 36 семей наших воспитанников. Родители с детьми приготовили огромное количество интересных и красивых блюд из картошки. Всем желающим - и взрослым, и детям - можно было подойти и попробовать приготовленные блюда. Желающих оказалось очень много, это были и участники конкурса, и зрители. В конце были подведены итоги, понравились все блюда без исключения, поэтому все участники получили грамоты за самое вкусное или оригинальное блюдо.

Приобщая детей к традициям разных народов, мы большое внимание уделяем знакомству с блюдами национальной кухни. Когда мы узнали, что бабушка одной из девочек умеет хорошо готовить, то попросили, чтобы она провела мастер-класс для детей, показала, как испечь традиционный русский пирог с яблоками. Ольга Михайловна с удовольствием согласилась. Она рассказала о том, из чего готовят русские пироги, показала им продукты, замесила из этих продуктов тесто. Дала потрогать каждому ребенку кусочек теста, чтоб он его почувствовал, а затем предложила украсить пирог - показала, как раскатать тоненькие колбаски, из которых можно сделать сеточку для украшения пирога. Дети наблюдали за тем, как Ольга Михайловна достает пирог из духовки, были в восторге, когда его увидели. Пирог получился очень красивым, всем захотелось его попробовать. Ольга Михайловна разрезала пирог и угостила всех детей. Детям очень понравился этот процесс, то, что они делали пирог своими руками.

Многие родители наших воспитанников очень талантливые люди. Папа Давида Худояна - Карен Худоян - профессиональный художник. Мы решили познакомить детей с его творчеством, провели выставку картин, во время которой папа Давида рассказывал о своих картинах, о том, как он их пишет. Мы заметили, что дети очень внимательно слушают его, и у одного из наших педагогов возникла мысль попросить папу Давида провести мастер-класс для детей, рассказать и показать детям, как можно нарисовать картину, например пейзаж. Знакомство детей с этим видом живописи предусмотрено программой, но гораздо интереснее, когда об этом рассказывает не воспитатель, а настоящий художник.

На мастер-класс мы пригласили не только детей, но и их родителей. Были подготовлены мольберты: с одной стороны мольберта сидел ребенок, а с другой - родители. Карен предложил участникам попробовать написать вместе с ним пейзаж: сначала он говорил, что участники должны сделать, затем показывал, а гости повторяли за ним. Папа Давида показал основное, что должны были сделать участники мастер-класса, после этого он предложил всем закончить свои работы так, как хочется каждому, чтобы все они были разные. После того как работы детей и родителей были готовы, все участники смогли пройти и посмотреть, что получилось у каждого, а из готовых работ была составлена выставка, на которую были приглашены все желающие.

Мы уверены, что проведение таких совместных мероприятий на базе детского сада помогает не только детям, но и их родителям и всем педагогам лучше узнать о культурах людей разных национальностей, проживающих в таком многонациональном мегаполисе, как Москва; позволяет накопить опыт доброжелательного и уважительного общения с представителями разных народов, сделать свою жизнь богаче благодаря знакомству с интересными и увлекательными традициями разных культур.