Ю.БЕЛОГЛАЗОВА,

старший воспитатель детского сада №827

Дети знакомились с искусством Кабардино-Балкарии и через него - с культурно-языковыми традициями народов Кавказа. Узнали с помощью родителей и педагогов о разнообразных традициях национальной культуры азербайджанского, украинского и казахского народов. Однако проведение занятий, бесед, чтение народных сказок, составление альбомов, просмотр видеоматериалов и многое другое - относится скорее к области расширения знаний, накопления информации. Но только накопление знаний без активного, творческого, эмоционального проживания событий вряд ли оставит глубокий след в душе ребенка, и те задачи, которые мы ставим перед собой, - воспитание уважительного отношения к иным национальным традициям, развитие основ толерантного поведения и взаимоотношений между детьми - вряд ли будут решены в полной мере. Чрезвычайно важно, чтобы информация, полученная детьми, перешла из области знаний в область эмоционального переживания и формирования социальных чувств. Для этого мы создаем соответствующие условия и предпосылки, уделяя особое внимание игровой и изобразительной деятельности детей.

Общеизвестно, что для детей дошкольного возраста характерно стремление выразить свои чувства, новые знания через игру, разные виды продуктивной деятельности, которые тесно связаны между собой. Особенно ярко это выражено в изобразительной деятельности, а именно в рисовании. Почти все дети любят рисовать (а те, кто не любит, на мой взгляд, просто не имеют достаточно возможности свободно и непринужденно, так как хочется, а не «как надо», творить в свое удовольствие). Опираясь на это желание детей рисовать, мы и построили ознакомление детей с национальной культурой разных народов. Например, предлагали нарисовать наиболее понравившиеся движения танцоров, исполнителей национальных танцев, героев сказок, предметы народно-прикладного искусства. Яркие, содержащие веками отобранные элементы народного декора, они всегда вызывают в детях стремление создать что-то подобное. На занятиях и вне их дети с удовольствием расписывают посуду, элементы костюмов, декорируют игрушечную мебель, постройки.

Важно, чтобы на занятиях дети чувствовали себя свободными в проявлении своих творческих замыслов. Мы считаем, что роль педагога - это прежде всего помощь в поисках ответа на вопрос: «Как это можно выполнить? Какими средствами?» Именно помощь, а не директивные указания. Поэтому рисование сопровождается беседой с детьми, направленной на совместный поиск средств выразительности. Бывает, что не все ребята хотят рисовать на предложенную педагогом тему, и это вполне приемлемо. Например, на занятии, где дети рисовали русскую красавицу, один из мальчиков нарисовал персонажа азербайджанской сказки, а на вопрос педагога: «Дима, это разве русская красавица?», гордо ответил: «Это азербайджанский мужчина!»

Конечно, занятия по изобразительной деятельности только небольшая часть всего процесса воплощения творческих замыслов и эмоционально-эстетических переживаний детей. Наибольшая их часть реализуется через самостоятельную художественную деятельность в свободное время. Именно здесь рисунки детей наиболее ярко отражают их впечатления, полученные прежде всего от встреч с народными коллективами («Эльбрусоид», «Азербайджан»). По рисункам детей видно, какое глубокое впечатление произвели на девочек яркие, расшитые золотом костюмы танцовщиц, их выразительные движения, как мальчики заметили мельчайшие детали украшения оружия: балкарского кинжала, казахского меча и булавы, щита.

Важная для творческого развития ребенка способность отображать свои эмоциональные впечатления в рисовании и в иной изобразительной деятельности обязательно должна подкрепляться созданием условий для сохранения и демонстрации «продуктов» этой деятельности. В нашем детском саду давно установились традиции бережного, уважительного отношения к результатам творчества детей и взрослых, особенно к рисункам. Работы детей накапливаются в течение определенного временного периода, затем оформляются в виде папки или альбома, передаются в семью для хранения. Детскими работами украшаются помещения. Дети охотно расписывают сделанную их же руками картонную мебель для кукольных домиков. Интересной находкой было использование в этой росписи характерных элементов народного прикладного искусства.

Отдельно нужно сказать о совместном творчестве детей и педагогов. Для знакомства с культурой других народов педагоги подбирают иллюстративный материал, рассматривают фотографии разных достопримечательностей. Итогом такой работы становится выбор объекта для макетирования. Например, после знакомства с Кавказом дети совместно с педагогом В.Рачковой сделали макет горного поселения - аула. Из достопримечательностей Азербайджана дети вместе с воспитателем Э.Зейналовой выбрали Девичью башню. Яркая, колоритная народная культура Украины воплотилась в макете хутора с веселенькой хаткой, изготовленном воспитателями М.Барановской и М.Гекиевой вместе с детьми средней группы.

Все накопленные материалы помещаются в отведенное в каждой группе место, условно называемое «Уголок поликультурного воспитания», в котором дети могут поиграть, взять для рассматривания картинки, альбомы, книги, коллекции. Здесь же выкладываются сборники, альбомы, посвященные культуре и искусству, национальным традициям народов, представители которых есть среди детей этой группы. Эти альбомы составляют дети вместе со своими родителями дома, затем приносят в детский сад. Например, детям очень понравился альбом, сделанный в семье Насти Ксерри. Ее семья приехала из Франции и в своем альбоме показала фотографии своего французского дома в городе Лиможе, небольшой улицы, на которой он стоит, членов семьи, оставшихся во Франции, дополнив альбом рисунками.

Таким образом, сочетание работы по ознакомлению детей с культурно-языковыми традициями и искусством разных народов, осуществляемое через их непосредственных носителей, и обеспечение возможности отразить полученные впечатления через разные виды изобразительной деятельности (наиболее часто - через рисование) создает плодотворную почву для зарождения эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, воспитания толерантного мировоззрения и поведения.