Ольга ХОХЛОВА,

старший воспитатель детского сада №2332

В настоящее время перед педагогами, работающими в современном мегаполисе, стоит задача создания благоприятных условий для полноценного развития всех детей независимо от их расовой, этнической, культурной и социально классовой принадлежности. Важно воспитать личность ребенка на диалогической основе, сформировать у него позитивное, толерантное отношение к представителям различных культур. Для решения этой задачи у педагогов детского сада должна быть сформирована интеркультурная компетентность, которая позволит им перейти от пассивного существования к совместному проживанию в многокультурном обществе, через развитие понимания и уважения к представителям разных культур.

Для формирования интеркультурной компетентности педагогов в детском саду была разработана и реализована на практике система, которая включает в себя анализ современных развивающих технологий и практическое освоение новой системы планирования работы на интеркультурных принципах. Предстояло определить такие формы обучения педагогов, с помощью которых можно не только познакомить и объяснить принципы интеркультурного воспитания в работе с детьми, но и практически их освоить в реальной разработке содержания.

В работе с педагогическими кадрами использовались следующие формы работы:

- традиционные - групповые консультации, «круглые столы», анализ методической литературы по данному вопросу, анкетирование;

- новые активные формы работы - разработка мыслительной карты, защита проектов, использовалась технология «6 шляп мышления».

Для выявления знаний педагогов по вопросам интеркультурного воспитания проводился опрос на основе анкеты, разработанной Центром «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца. Как показал анализ анкет, большинство педагогов недостаточно осведомлены в вопросах интеркультурного воспитания и роли педагога в нем.

Для того чтобы педагоги лучше понимали суть интеркультурного подхода, проводились групповые консультации «Основные принципы и задачи интеркультурного воспитания», «Знакомство с документами ЮНЕСКО». Также очень важно было обсудить с педагогами их позицию по отношению к интеркультурному воспитанию и внедрению его принципов в работу дошкольного учреждения. Для этого проводился «круглый стол» «Интеркультурное воспитание - мода или необходимость? «За» и «против». Во время проведения «круглого стола» педагоги смогли обсудить и выработать общую позицию по отношению к интеркультурному воспитанию.

В работе с педагогами использовалась также технология «6 шляп мышления». Определенный цвет шляпы задавал направление обсуждения той или иной проблемы, связанной с интеркультурным воспитанием. С ее помощью воспитатели учились отделять факты от эмоций, перебирать возможные пути решения, оценивать их плюсы и минусы, получая таким образом в процессе обсуждения готовый план действий для решения проблемы.

В нашем дошкольном учреждении накоплен опыт работы по разработке мыслительных карт, в которых это познавательное содержание представлено в соответствующей логике подачи материала, с учетом восприятия дошкольников, с возможностью постепенного обогащения их представлений на основе опыта конкретного ребенка.

При создании мыслительной карты используется такой алгоритм:

- определить общее содержание контекста, его важность, значимость для детей данного дошкольного возраста;

- сделать понятным и осмысленным с точки зрения детей конечный результат работы;

- развернуть содержание от целостного образа к конкретной информации;

- выбрать адекватные формы работы с детьми.

Такой алгоритм помогает педагогам самостоятельно строить образовательную работу по интеркультурному воспитанию, в частности, при реализации проекта «Знакомим детей с Бурятией». Результаты проведенной работы позволяют сказать, что воспитатели продемонстрировали оригинальные подходы к освоению детьми этого содержания, смогли реализовать решение определенных задач развития, использовать разные виды детской деятельности и интересные формы работы с детьми.