Татьяна ОСТАПЧУК,

почетный работник общего образования РФ,

воспитатель ЦРР - детского сада №1787

Наш Центр развития - многонациональное учреждение, в котором дружной семьей живут дети разных национальностей - татары, грузины, узбеки, армяне. Большинство из них, придя к нам, имели очень ограниченный запас слов или вообще не разговаривали по-русски. Поэтому такие дети, вступая в контакт с детьми, говорящими на русском языке, испытывают трудности. Они мало общаются со сверстниками, да и русскоязычные дети не проявляют особого желания играть с ними. Это, естественно, приводит к осложнению взаимоотношений. Дети чувствуют себя никому не нужными, обиженными. Все это может привести к тому, что у ребенка понизится самооценка, он станет замкнутым, будет стесняться вступать в контакт с другими детьми.

Да и сами родители порой слабо владеют русским языком и не все с легкостью идут на контакт с педагогами. Поэтому организации работы с родителями мы уделяем особое внимание, стремимся к тому, чтобы все родители доброжелательно относились друг к другу, обсуждаем наши общие задачи на родительских собраниях, за «круглым столом», в том числе подробно говорим и о межнациональных отношениях.

Одна из наших главных задач - помочь таким детям наладить контакт (отношения) с окружающими, чтобы это не стало для детей тормозом в их развитии.

Обучение русскому языку мы проводим в разных видах деятельности - занятиях, играх, в повседневной жизни, то есть когда дети общаются друг с другом и со взрослыми, благодаря чему овладевают не только русским языком, но и культурой общения.

Не все дети, плохо говорящие по-русски, могут вести себя раскованно на людях, публично отвечать на вопросы. Застенчивость у таких детей проявляется в опускании головы, потупленном взгляде, в тихом голосе, беспорядочном движении рук. Поэтому таких детей мы стремимся поддержать, предлагаем им ответить на вопрос вместе со взрослым, сказав при этом, что у них обязательно все получится.

Конечно же, главное в работе с такими детьми - доброта, терпение, понимание и принятие условий семейного национального воспитания, если оно имеет место и не идет вразрез с общепринятыми нормами.

Мы обязаны помочь таким детям справиться с возникшими проблемами. Боязнь контактов с другими детьми, замкнутость, страх быть осмеянным, боязнь получить отрицательную оценку со стороны взрослого - все это мешает развитию общения и развитию личности в целом.

Педагог должен как можно чаще давать положительные оценки двуязычным детям в присутствии других детей, обращая внимание даже на незначительные успехи ребенка в различных видах деятельности. Мы постоянно отмечаем положительные качества детей и демонстрируем собственное приязненное (доброе) отношение к детям других национальностей. Вероятно, не стоит говорить прописные истины о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, что человек, работающий с детьми, должен владеть нормами речевого этикета.

Однако нелишне задуматься над вопросом: в совершенстве ли мы, педагоги и родители, владеем искусством вежливости? Каким образом умение доброжелательно выражать свои мысли, чувства, просьбы влияет на наши взаимоотношения с ребенком?

Дети должны чувствовать себя комфортно, знать, что их ждут в детском саду, хотят с ними играть, принимают и очень любят за то, что они индивидуальность, так как каждый человек приходит в этот мир уникальным по-своему и его присутствие обогащает всех.