Наталья РОДИНА,

научный руководитель Ресурсного центра «Двуязычный ребенок - диалог языков и культур», кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник НИИ дошкольного образования имени А.В.Запорожца

Если ребенок вырастает в семье, где с ним не говорят на русском языке, где могут быть иные традиции воспитания, общения, поведения, чем в большинстве семей москвичей, то в образовательном учреждении он испытывает определенные трудности. Облегчить вхождение в жизнь большинства (не забывая о поддержке и сохранении первого родного языка и представленной в семье культуры) - сложная, многосторонняя задача, связанная с многогранной работой семьи, детского сада и различных общественных структур. Дети, плохо владеющие русским языком, требуют особого отношения, но воспитатель не имеет права забывать о русскоязычных детях, лишать их индивидуального подхода. Подчас и воспитатели недостаточно владеют русским языком и культурой, так как приехали из отдаленных районов СНГ. Поэтому необходима специальная подготовка педагогов к работе с особыми проблемами семей мигрантов.

В рамках реализации совместного пилотного проекта Департамента образования Москвы и ЮНЕСКО в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» на базе Центра развития ребенка - детского сада №1787 Южного округа был организован Ресурсный центр «Двуязычный ребенок - диалог языков и культур». Роль Ресурсного центра заключается в разработке, аккумулировании и анализе опыта работы разных дошкольных учреждений Москвы по интеркультурному воспитанию дошкольников, трансляции апробированных материалов педагогическому и родительскому сообществам.

Важнейшим направлением работы Ресурсного центра стали организация в разных формах сотрудничества, коммуникации и взаимного приобщения к культурным ценностям взрослых и детей разных национальностей, ознакомление с разнообразием жизненных укладов, языков, встречающихся в Москве, воспитание толерантности у детей дошкольного возраста. Деятельность Ресурсного центра направлена на обучение русскому языку детей, для которых он неродной, в объеме, достаточном для их дальнейшего полноценного обучения в школе, а также на интеркультурное воспитание дошкольников с учетом представления разных культур в образовательном процессе. В своей работе коллектив Ресурсного центра опирается на результаты исследований, которые ведутся в НИИ дошкольного образования имени А.В.Запорожца, и на содержательный опыт Москвы по интеграции детей дошкольного возраста в многонациональный столичный социум. Педагоги заняты поиском материалов, способных актуализировать принципы интеркультурной педагогики и обеспечить полноценное развитие детей с учетом их культурной самобытности, создание условий для комфортного пребывания каждого ребенка в многонациональном обществе. Одним из направлений стала апробация разных вариантов обучения дошкольников русскому языку как второму в условиях детского сада, обеспечивающих полноценное пребывание ребенка в коллективе, где обучение идет на русском языке. Особое внимание уделено формированию компетентности родителей в области детского двуязычия, организации взаимодействия и разработке наиболее эффективных форм сотрудничества детского сада с многонациональными семьями воспитанников.

Перед коллективами дошкольных образовательных учреждений стоят следующие задачи:

- выявление условий, способствующих успешной социализации детей, принадлежащих разным культурам, в дошкольном образовательном учреждении;

- определение специфики содержания мультикультурного воспитания и развития толерантности у детей дошкольного возраста;

- разработка конспектов занятий и сценариев проведения совместных с родителями досугов и других мероприятий, включающих интеркультурный компонент;

- разработка и апробация содержания тренингов по толерантности, соответствующих возрастным особенностям детей дошкольного возраста (игры, направленные на развитие у детей умения представить себя на месте другого, проявить к нему доброе отношение, почувствовать трудности, с которыми сталкивается другой человек, уметь быть внимательными друг к другу и др.);

- апробация разных форм сотрудничества с родителями воспитанников, принадлежащих разным культурам, выявление наиболее эффективных форм сотрудничества;

- определение возможностей взаимодействия ДОУ с различными институтами социума, проведение совместных мероприятий, направленных на формирование у дошкольников доброжелательного и уважительного отношения к представителям разных культур, развитие толерантности;

- разработка новых форм мультикультурного воспитания с использованием современных информационных технологий, включая возможности сети «Интернет» (взаимодействие с культурными центрами диаспор, представленных в московском мегаполисе, организация сотрудничествами с детскими сада ближнего зарубежья).

Отслеживать процесс интеркультурного воспитания в детском саду и оценивать достигнутый результат можно с помощью таких методов, как:

- проведение психологической диагностики эмоционального самочувствия детей в детском саду, сложившихся отношений в группе сверстников разных национальностей, выявление уровня владения двуязычными детьми русским языком;

- проведение педагогической диагностики, оценивающей развитие социальной компетентности детей, их коммуникативных навыков, сложившиеся у дошкольников представления об окружающем мультикультурном мире, проявления адекватного, доброжелательного и уважительного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.

Результатами работы по интеркультурному воспитанию дошкольников стали:

- обогащение общего развития детей дошкольного возраста за счет формирования их социальной компетентности, навыков адекватного, доброжелательного и уважительного поведения при взаимодействии с представителями других культур, расширения их представлений об окружающем мультикультурном мире;

- обогащение содержания воспитательной и образовательной работы в ДОУ за счет включения интеркультурного компонента (с учетом требований к уровню максимально допустимой учебной нагрузки на каждого ребенка);

- формирование компетентного и заинтересованного родительского сообщества;

- отработка механизма взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами при решении задач интеркультурного воспитания дошкольников.

Усвоенное в детстве оказывается психологически близким человеку. Понимание того, что есть люди, говорящие на другом языке, чем твои близкие, живущие по иному годовому циклу праздников, иначе встречающие гостей, поздравляющие друг друга и веселящиеся, составляет значительный этап в расширении мировоззрения ребенка, становится почвой для восприятия людей, принадлежащих к разным культурам.