Специалисты по информационной культуре

После парламентских слушаний (октябрь 2002 года) в Министерстве образования прошел «круглый стол» «Проблемы социальной и профессиональной защиты школьного библиотекаря». Участники обсуждали вопросы необходимости введения нового образовательного стандарта «Библиотекарь-педагог», направления развития школьных библиотек, формы и возможности повышения квалификации, вопросы статуса, престижности и социальной защиты. Из сказанного на этом семинаре многое актуально и требует безотлагательного решения. В частности, статус школьного библиотекаря. Ведь он тоже педагог...

Ольга МЕЗЕНЦЕВА, декан Московского государственного университета культуры и искусств, рассказала о введении новой библиотечной специальности:

- Разработка второго поколения государственных образовательных стандартов на подготовку кадров по специальности «библиотечно-информационная деятельность» велась последние полтора года. В ходе этой работы ведущие специалисты вузов культуры и библиотекари-практики предложили ввести новую квалификацию «библиотекарь-педагог» - специально для подготовки школьных и детских библиотекарей. Само название верно отражает педагогическую сущность деятельности библиотекаря, работающего с детьми. С другой стороны, подобная формулировка позволяет определить статус такого специалиста.

В настоящее время Госстандарт утвержден, но квалификация «библиотекарь-педагог» в него не вошла. Причина этого кроется в названии, в стыке двух специальностей - библиотечной и педагогической. Основная же трудность введения квалификации заключается в том, что Министерство труда должно положительно решить вопрос о наличии соответствующей должности в наших библиотеках. Предстоит серьезная работа в Министерстве труда и прохождение стандарта через межведомственную комиссию. В настоящее время активно дорабатывается проект стандарта на новую квалификацию.

До момента ее введения вузы культуры будут вести подготовку библиотекарей для школьных и детских библиотек в рамках квалификации «библиотекарь-библиограф, преподаватель». Но мы надеемся, что общие усилия библиотечной и вузовской общественности приведут к законодательному оформлению квалификации «библиотекарь-педагог».

Галина ИВАНОВА, заведующая кафедрой Московского государственного университета культуры и искусств:

- Ситуация в сфере вузовской подготовки библиотечных специалистов для работы с детьми и юношеством остается сложной и не вполне отвечает потребностям практики. Об этом свидетельствует, например, анализ отчетов вузов культуры на предложенную нами анкету. Выяснилось, что всего 3 вуза из 17 целенаправленно готовят специалистов для библиотечной работы с подрастающим поколением, имеют выпускающие кафедры. Из года в год сокращается прием студентов там, где эти специалисты имеются, хотя потребность в них достаточна велика. Например, в Москве почти в каждой библиотеке имеются вакантные места. Только в Центральном административном округе 240 вакантных мест. Особенно большую потребность в квалифицированных кадрах испытывают школьные библиотеки. Лишь 30% школьных библиотекарей, а в ряде регионов и того меньше, имеют специальное образование.

Следует отметить, что у абитуриентов, поступающих на дневные отделения вузов культуры, профессия школьного библиотекаря не вызывает интереса. Об этом свидетельствует, например, такой факт. В прошлом году в МГУКИ была введена новая специализация - «Организация школьных медиацентров». На данную специализацию не было подано ни одного заявления.

Что же нужно сделать, чтобы эта профессия стала привлекательной для молодежи? Прежде всего, на наш взгляд, важно повысить статус школьного библиотекаря, приравнять его к учителям. Доказано, что работа школьного библиотекаря имеет педагогический характер. Международная ассоциация школьных библиотек выступила с предложением квалифицировать этих специалистов как преподавателей, обладающих дополнительными профессиональными знаниями. Статус, возможности служебного роста и заработная плата должны быть сопоставимы с аналогичными показателями для специалистов, получивших профессиональную подготовку в других областях. Это позволит стимулировать творческую деятельность школьных библиотекарей, повысит интерес к этой профессии со стороны абитуриентов.

Екатерина КУДРИНА, ректор Кемеровской государственной академии культуры и искусств:

- Нельзя говорить о профессиональной подготовке кадров для сферы образования, культуры и искусства, не затрагивая проблем и в подготовке библиотекарей для школьных библиотек. Необходимость принципиально нового подхода к их образованию продиктована противоречиями между потребностями общественного развития и качеством подготовки специалиста. Противоречие усугубляется возросшей фундаментальной зависимостью социального прогресса от способностей и качеств личности профессионалов, формирующихся в рамках образовательной системы высшей школы.

До настоящего времени специалистов данного профиля готовили и готовят только вузы культуры и искусств. Но этого явно недостаточно. Проблема требует пристального внимания. Следует разработать систему непрерывной подготовки кадров, задействовав педагогические вузы, училища и техникумы. А для того чтобы шли абитуриенты, надо начинать работать со школы, в том числе и путем создания специализированных библиотечных классов.

Юрий СТОЛЯРОВ, профессор Московского государственного университета культуры и искусств:

- В Законе «Об образовании» нет статьи о школьных библиотеках. Позор! Приведу в пример Японию. Ровно 50 лет назад, в 1953 году, в Японии был принят Закон о школьных библиотеках. Отдельный закон. А у нас есть только статья. Закон вменял в обязанность всем школам создание школьных библиотек, разъяснял возможности осуществления школьной библиотекой двух основных функций: обслуживание библиотечными материалами и руководство чтением; устанавливал способы финансирования правительством школьных библиотек, ставил задачу подготовки учителей-библиотекарей. Все эти задачи в Японии были решены 50 лет назад.

В нашем законе нужно определить место школьных библиотек, внести статью о школьной библиотеке как школообразующем факторе. Без школьной библиотеки не может быть школы. Это должно быть ясно всем. Необходимо также определить место детских библиотек в учреждениях дополнительного образования детей, о которых вообще не вспоминают.

Елена ЯСТРЕБЦЕВА, Институт общего среднего образования Российской академии образования.

- Школьный библиотекарь понял, что в новых условиях, связанных с информатизацией школ и активным внедрением интернета, он должен кардинально измениться сам и изменить свою библиотеку! Готовит ли кто-либо в нашей стране таких специалистов для школ? В Самарской академии культуры таким образом подготовленных специалистов «разбирают» компании и фирмы на выходе из учебного заведения. Они не успевают дойти до школьных и детских библиотек. Библиотекарь, который здесь обучается, - специалист нового уровня, востребованный обществом. Должен наконец и в школьную библиотеку прийти новый библиотекарь - библиотекарь-педагог, библиотекарь-медиаспециалист.

Концепция развития школьной библиотеки напрямую зависит от концепции работы самой школы. Школа меняется под воздействием государственных программ информатизации. Необходимостью стало создание единой информационной службы в школе, основанной на локальной компьютерной сети. Но кто тот человек, который будет работать с информацией, понимая в силу своей профессии, как с ней работать, как систематизировать и аннотировать, как грамотно выполнять запросы конкретной категории работников образования, всех участников педагогического процесса: учеников, учителей, администрации, родителей? На мой взгляд, ответ ясен - грамотный библиотекарь-педагог, обладающий знанием ИКТ.

Анна БУЛАЕВА, методист комитета образования г. Королева Московской области:

- Если в настоящее время школьной библиотеке, как и всякой другой, придается статус «библиотека-медиацентр», то существующее штатное расписание (оно известно всем) не отвечает новому назначению библиотеки. Новый статус - новые потребности.

Необходимо введение в штат школы специалиста по информационной культуре, но существуют ли они, эти специалисты, в том количестве, чтобы удовлетворить нужные потребности? Готовы ли выпускники вузов культуры работать в образовательном учреждении? Знают или хотя бы понимают они, с каким материалом, с какими пользователями предстоит им работать? Я не говорю о том, что кадровый состав работников школьных библиотек не соответствует современному запросу. Необходимо готовить кадры, которые могли бы заполнить образовавшуюся нишу. В пединститутах и педколледжах должны быть открыты факультеты, которые будут готовить таких специалистов, тем более что опыт уже есть.

Школьной библиотеке необходимы помещения и оборудование, соответствующие стандартам образовательных учреждений, которые не всегда известны их руководителям. Значит, прежде всего нужна просветительская работа, которая помогла бы доказать школьной администрации, что школьная библиотека - главный кабинет в школе.

Каким должен быть статус школьного библиотекаря, как представить его в официальных документах? То, что документы Минкультуры автоматически переносятся в Минобразование, - полный абсурд. Вероятно, Минтруду и Минюсту проще перемещать документы, не вникая в их суть. Министерству образования необходимы документы о штатах, кадрах, перечне должностей, их статусе применительно к образовательным учреждениям. Школьный библиотекарь все еще является вспомогательной технической единицей, хотя в Положении о школьной библиотеке сказано, что он может быть членом педагогического совета, в чем уже заложено глубокое противоречие. Необходимо юридически обосновать, что в школьной библиотеке работает педагог-библиотекарь, что позволит увеличить отпуск и даст возможность оформить пенсию по выслуге как педагогу, работающему с детьми (как будто в настоящее время не работает с ними).

Существующая система тарификации по ЕТС не выдерживает никакой критики: разряд зав. библиотекой определяется группой оплаты администрации. Это единственное изменение, которое внесло Минобразование в тарифную сетку Минкультуры. Таким образом, и имеющий высшее образование и стаж сотрудник, и не имеющий оных получают равноценный разряд. Кстати, в этом тоже заключен парадокс: учитывая регламентирующее письмо, зав. библиотекой приравнивается к административной должности, по традиции оставаясь техническим работником. Техничкой.

Еще один важный вопрос, вызывающий у меня тревогу: все-таки какова функция информационного центра, даже хорошо оснащенного, отвечающего всем требованиям современных информационных технологий? Считаю, что печатное слово наравне с электронным должно присутствовать, потому что школьная библиотека - это не только центр информационной культуры, но и центр духовной культуры и воспитания, потому что установка компьютера - еще не модернизация библиотеки.