О.ЛЕОНОВА,

педагог-психолог

детского сада №1975

Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. Детский сад располагает достаточным ресурсом, накопленными знаниями и возможностями для оказания мамам и папам поддержки в их родительстве.

В нашем дошкольном учреждении накоплен большой опыт работы с детьми раннего возраста, поэтому мы решили принять участие в реализации программы ЮНЕСКО «Все лучшее - детям». Именно поэтому в детском саду была создана и работает школа для пап и мам «Наш малыш» для повышения психологической и педагогической компетентности родителей.

Посещая нашу школу, родители получают возможность лучше понять собственного ребенка, получить знания об особенностях и закономерностях детского развития, приобрести навыки и умения эффективного взаимодействия с детьми, а также развить более реалистичное и позитивное отношение к родительству. Встречи в Школе проходят в форме тренинга. На них родители узнают мнения других о той или иной аналогичной ситуации - это позволяет расширить фокус внимания и воспользоваться чужим опытом. В проведении встреч участвуют все специалисты учреждения, родители имеют возможность получить информацию по различным аспектам воспитания, образования и ухода за ребенком.

Тренинг вызывает интерес у родителей и дает им возможность нарабатывать опыт родительства, участвуя в теоретических беседах, ролевых играх, упражнениях-метафорах, двигательных и игровых упражнениях, путешествиях в свое детство.

Один из наиболее удачных игровых тренингов, который использовался на встречах, был посвящен теме «Потребности ребенка». Он направлен на то, чтобы родители смогли осознать различные способы выражения своей любви к ребенку.

«Передача эмоций», «Взгляд», «Интонация», «Телесный контакт», «Позы» - благодаря этим упражнениям родители осознали, что в отношениях с детьми мелочей не бывает, что безусловная любовь - фундамент, без которого сложно овладеть искусством воспитания.

В рамках проекта «Все лучшее - детям» наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание развитию речи малышей, так как овладение речью - одно из важнейших новообразований у детей раннего возраста. За 2-3 года ребенок усваивает родную речь, но не всегда этот процесс проходит гладко. Все чаще мы сталкиваемся с задержками речевого развития. В обычной практике учитель-логопед начинает работать с детьми старшего возраста, но в нашем саду специалист подобрал такую форму работы, которая ориентирована на ранний возраст.

Совместно с музыкальным руководителем логопед проводит занятия по логоритмике - своеобразной активной терапии, основанной на тесной связи слова, движения и музыки, включающей пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями. Целью таких занятий стали профилактика и коррекция задержки речевого развития детей раннего возраста.

Элементы таких увлекательных занятий воспитатель проводит в группе на речевых занятиях и в игровой деятельности. Учитель-логопед знакомит и учит родителей правильно выполнять упражнения, развивающие речевое дыхание и мелкую моторику рук. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Ранний возраст - самый благоприятный период для налаживания взаимодействия семьи и детского сада, которое отвечает интересам и возможностям ребенка.