Третий год жизни ребенка - очень важный этап для определения особенностей его развития. Многие дети уже свободно общаются с детьми и взрослыми, активно познают окружающий мир. Но есть и другие малыши.

Каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Обеспечить полноценное развитие малыша с учетом его индивидуальных особенностей позволяет педагогическое проектирование. Сущность педагогического проектирования заключается в создании замысла и предварительной разработке основных деталей предстоящей деятельности в конкретных условиях. К такому пониманию проектируемой деятельности коллектив Центра развития ребенка №183 шел не один год. В 2003 году впервые в группе раннего возраста были реализованы мини-проекты эстетической и познавательно-творческой направленности - «Любимые игрушки» и «Елочка».

С каждым годом у воспитателей, работающих с детьми раннего возраста, возрастал интерес к проектной деятельности. В работе стали преобладать познавательно-поисковые и познавательно-творческие проекты, к участию в которых привлекали родителей.

Педагоги считают, что естественное включение семьи в проектную деятельность - удачная находка коллектива ДОУ, поскольку родители лучше узнают своего малыша и становятся заинтересованными участниками педагогического процесса (семейные проекты «Мир вокруг нас» и Овощи»).

Какими бы разнообразными по тематике ни были проекты, технология педагогического проектирования в Центре развития ребенка - детском саду осуществляется по 3 этапам.

На первом этапе воспитатели:

- анализируют базисную комплексную образовательную программу и передовые технологии ее реализации в работе с детьми;

- выявляют интересы и предпочтения детей;

- определяют вид и тип проекта, сроки его реализации;

- формулируют тему проекта;

- выявляют проблему, которую надо решить в ходе выполнения проекта;

- определяют цели и задачи предстоящей деятельности;

- составляют паспорт проекта.

На втором этапе разрабатывается план деятельности воспитателя по реализации проекта, организовываются практическая деятельность с детьми и взаимодействие с родителями.

Работая с детьми, воспитатель:

- пробуждает у них интерес к предлагаемой деятельности;

- приобщает их к процессу познания, формирует различные представления;

- привлекает детей к воспроизведению образов;

- побуждает их к совместной поисковой деятельности и элементарному экспериментированию, в процессе которого развиваются мышление и речь детей.

На этом этапе у детей формируются предпосылки проектно-исследовательских умений и навыков. К трем годам дети постепенно начинают осознавать поставленную цель; с помощью взрослого овладевают различными способами решения поставленных задач; пытаются предвосхитить результат на основе своего прошлого опыта; вместе со взрослым ищут различные средства достижения цели.

На третьем этапе воспитатель вместе с родителями выбирает форму презентации продукта проекта и определяет дальнейшее его использование.

Педагогическое проектирование - процесс творческий, поэтому количество реализуемых проектов в год, их продолжительность определяет сам педагог.

В Центре развития ребенка - детском саду №183, используя проектную деятельность, работают и педагоги структурных подразделений: центра игровой поддержки ребенка, группы кратковременного пребывания, семейного детского сада. Они реализуют вместе с детьми такие проекты, как:

«Такие разные слова» (семейный детский сад);

«Новогодние мечты» (группы кратковременного пребывания);

«Я и моя семья» (группы кратковременного пребывания);

«Мама - первое слово» (группы кратковременного пребывания).

А в будущем еще много интересного, ведь

Проект - связующая нить,

Он прочный стержень

и основа.

Прожить проект

как жизнь прожить,

Ну а затем - начать все снова!

Так написала М.Богина - педагог дополнительного образования Центра развития ребенка - детского сада №183.