Софья ПЕТРОВА, логопед;

Марина БУТНЕВА, дефектолог РЦ «Все лучшее - детям»

Необходимость ранней помощи очевидна. Современные научные исследования показывают критическое значение первых двух-трех лет жизни в развитии ребенка. Трудно переоценить роль семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и развитии его мозга. В связи с этим программы ранней помощи стали семейно ориентированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку с нарушениями. Команда специалистов помогает семье создать оптимальные условия для развития ребенка, поддерживает родителей, помогает им преодолеть трудности в воспитании ребенка с особыми потребностями. При такой поддержке родители имеют реальную возможность оставить ребенка в семье, обеспечив ему оптимальные условия для роста и развития, а не отдать его в специализированное учреждение, лишив главного - родительской любви и заботы. Семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, также необходима помощь, для того чтобы адаптироваться к полноценной жизни в обществе. Такую специальную помощь семье и ребенку общество и государство могут предоставить посредством организации системы службы ранней помощи.

Раннее вмешательство (прямой перевод англ. «early intervention») - система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям. В программах раннего вмешательства работают педагоги, логопеды, педиатры, неврологи, физические терапевты, психологи, а также социальные работники.

Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Развитие и становление системы поддержки детей раннего возраста в мировой практике насчитывает уже не одно десятилетие. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия успехи, достигнутые на этом пути, привели к тому, что во многих странах направление деятельности, получившее название Early intervention (раннее вмешательство) приобрело характер крупнейшего социального проекта, цель которого - спасение детей, имеющих проблемы развития.

В Российской Федерации создание такой системы в государственном масштабе находится в стадии становления. Обеспечение своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям предполагает организацию структур, поддерживающих достаточными ресурсами и устойчивыми межведомственными и междисциплинарными связями.

В России, как и во всем мире, побудительными причинами для создания ранней помощи детям и семьям стали следующие факторы:

рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении;

рост числа социально неблагополучных семей;

увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушения развития.

В нашей стране существует система специального образования для детей с различными видами нарушений. Эта система имеет давние традиции и серьезные достижения. Однако с точки зрения современных требований нормализации жизни детей с особыми потребностями традиционная система, связанная с узкоспециальным коррекционным подходом, имеет недостатки.

Традиционная система не удовлетворяет важнейшие потребности семьи, воспитывающей ребят с особыми потребностями, и прежде всего она практически не организована для обслуживания детей с особыми потребностями раннего возраста.

В России еще не сложилась система ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям, однако это не значит, что в стране нет организаций и специалистов, занимающихся ранней помощью.

В нашем Ресурсном центре «Все лучшее - детям» служба ранней помощи (СРП) работает с 1 сентября 2009 года. Основной сложностью на этапе организации службы был поиск детей, нуждающихся в ранней помощи. Команда специалистов предложила разместить объявления в детских поликлиниках и больницах ЦАО. В течение месяца по собственной инициативе к нам обратились 8 семей. Самостоятельное обращение в службу было актуальным особенно для очень тревожных родителей.

В настоящее время в СРП работают специалисты: дефектолог, логопед, психолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог, медсестра.

Цель СРП - оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.

Основные принципы работы СРП:

Семейно ориентированная деятельность - профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения.

Междисциплинарный подход - совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду.

Партнерство - установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.

Добровольность - решение об обращении в СРП и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей или замещающих их людей.

Открытость - СРП отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.

Конфиденциальность - информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам СРП, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

Уважение к личности - сотрудники СРП уважительно относятся к ребенку и родителям или заменяющим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники СРП принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

В службу ранней помощи попадают семьи, имеющие детей от 0 до 4 лет с проблемами здоровья и развития:

дети с выявленными отставаниями в развитии;

дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии:

- снижение слуха 2-4 степени;

- слепота, слабовидение;

- церебральный и спинальный параличи любой этиологии;

- генетические синдромы и хромосомные аберрации (например, синдром Дауна);

- наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (например, туберозный склероз);

- врожденные аномалии развития (аномалии ЦНС и других органов и систем);

- тяжелые органические поражения ЦНС;

- различные формы эпилепсии;

дети с нарушениями общения;

дети биологической группы риска:

- недоношенные и маловесные дети;

- дети, перенесшие асфиксию в родах;

- дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии;

дети социальной группы риска.

По результатам психолого-педагогического обследования в СРП были зачислены один ребенок с диагнозом синдром Дауна (2 года), два ребенка с диагнозом РДА (3,5 года), один ребенок с диагнозом частичная атрофия зрительного нерва и симптоматическая эпилепсия (3,5 года), один ребенок с выраженной задержкой психомоторного развития (3,5 года), один ребенок с ЗРР (2,4 года), шесть детей группы риска, пять из которых девочки-близнецы (2 года).

Служба ранней помощи Ресурсного центра «Все лучшее - детям» предлагает следующую схему сопровождения ребенка.

Диагностический этап:

психолого-педагогический блок;

социальный блок;

медицинский блок.

Коррекционный этап:

составление индивидуальной программы развития (ИПР);

реализация ИПР в ходе групповых и индивидуальных занятий.

Этап перехода в другое учреждение:

мониторинг;

консультативная поддержка.

ИПР, разрабатываемая в СРП, имеет следующее содержание.

В психолого-педагогическом блоке реализуются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, актуальные для ребенка, и предполагаются индивидуальные, подгрупповые занятия и форма домашнего визитирования, реабилитация творческими средствами, тренинги, консультации для родителей.

Лечебно-профилактический блок включает проведение общеукрепляющих мероприятий, ЛФК и массажа.

В социально-педагогическом блоке организуется информационная и психологическая поддержка семей и проводятся досуговые мероприятия.

Результат работы службы ранней помощи:

предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно ориентированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с особыми потребностями;

обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания ИПР.

Расскажем подробнее на примере Лизы Ш., поступившей в СРП в возрасте 2,4 года с заключением логопеда поликлиники ЗРР.

По результатам обследования специалистами ей была рекомендована следующая ИПР:

1) развитие слухового восприятия (узнавание, дифференциация, называние); неречевые звуки, бытовые шумы, речевое звукоподражание;

2) обогащение словарного запаса и общей осведомленности (формирование обобщающих понятий - игрушки, овощи, фрукты, домашние животные, посуда, одежда; понимание форм единственного и множественного числа имен существительных и глаголов);

3) развитие памяти и внимания;

4) развитие коммуникативных навыков;

5) развитие эмоциональной сферы;

6) личностное развитие.

В соответствии с разработанной программой в работу с ребенком были включены следующие специалисты: логопед, психолог, социальный педагог и педагог дополнительного образования.

На основе анализа динамики изменений в состоянии ребенка и семьи, произошедших в результате работы, междисциплинарная команда специалистов СРП в ИПР внесла коррективы, определяющие формы, методы и сроки работы с ребенком и семьей.

По итогам работы СРП Ресурсного центра «Все лучшее - детям» один ребенок с диагнозом частичная атрофия зрительного нерва и симптоматическая эпилепсия был зачислен в лекотеку, двум детям с РДА рекомендовано посещение детского сада компенсирующего вида, один ребенок с диагнозом синдром Дауна направлен на ПМПК Центра «Тверской» для получения направления в группу со сложной структурой дефекта ЦРР - детского сада №2030. Остальные дети продолжат посещение СРП Ресурсного центра «Все лучшее - детям» в следующем учебном году.