Елена АВДЕЕВА, руководитель РЦ «Все лучшее - детям», заведующая ЦРР - детским садом №2030

В 2004-2007 годах педагоги детского сада присмотра и оздоровления №47 участвовали в научно-практическом эксперименте по созданию программы «Первые шаги» и ее апробации в дошкольном учреждении. У нас уже накоплен огромный положительный опыт по воспитанию и разностороннему развитию детей раннего возраста, созданы условия для полноценного проживания раннего детства, включающего эмоциональное благополучие ребенка в детском дошкольном учреждении, есть возможности и желание транслировать свой опыт другим дошкольным учреждениям.

РЦ ежемесячно проводит встречи с педагогами 10 детских садов различных округов Москвы, входящих в сетевое взаимодействие, для определения содержания работы по выбранным направлениям развития детей раннего возраста и систематизации имеющихся практических наработок. Ежеквартально мы проводим «круглые столы», семинары-практикумы по актуальным проблемам воспитания и развития детей раннего и младенческого возраста. Материалы, которые могут представлять практический интерес для педагогов в регионах России, мы демонстрируем на таких выставках всесоюзного и городского значения, как «Дни московского образования на ВВЦ», «Итоги года семьи в России», «Школьная ярмарка от А до Я».

В 2009 году Ресурсный центр «Все лучшее - детям» подготовил к печати «Методические рекомендации по организации работы групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста». Издание адресовано воспитателям, педагогам-психологам, работающим с детьми раннего возраста, и состоит из двух частей. В первой части описаны специфика работы педагога с детьми раннего возраста и основные направления педагогической работы с ними. Среди этих направлений выделяются развитие предметной деятельности, речи, воображения, организация общения со сверстниками. Во второй части содержится описание конкретных игр и занятий с детьми 1-3 лет, соответствующих указанным направлениям развития. Среди них - хороводные игры, игры с простыми правилами и с ролью, пальчиковые и жестовые игры, музыкальные игры и игры-драматизации, занятия по изобразительной деятельности. Все игры специально адаптированы для малышей и построены с учетом их возрастных особенностей. В заключение даются рекомендации по организации и проведению игр. Материал получил положительные отзывы рецензентов - кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики ИППО МГПУ Н.Флегонтовой и заведующей кафедрой дошкольной педагогики доктора педагогических наук, профессора С.Козловой.

Для внедрения программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» в ДОУ Москвы Ресурсный центр «Все лучшее - детям» совместно с научным руководителем разработал план курсовой подготовки воспитателей по работе с детьми раннего возраста. Первая группа, состоящая из 25 человек, прошла краткосрочную подготовку в размере 72 часов на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки Федерального института российского образования (ФИРО).

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста стало одним из важнейших направлений деятельности РЦ «Все лучшее - детям», поскольку родительское воспитание - решающий фактор развития и эмоционального благополучия детей раннего возраста. Для родителей детей с особыми потребностями психолог еженедельно проводит тренинги. В течение 2010-2011 годов планируем выпуск книги для родителей по воспитанию ребенка раннего возраста в семье. В книге «Во что играть с малышом» найдут свое отражение игры, описанные в программе «Первые шаги», адаптированные для домашних условий с целью использования их в семье. В книге «Как выбирать игрушки для малышей» будут описаны конкретные игрушки, рекомендуемые к использованию на разных этапах раннего возраста, максимально отвечающие требованиям безопасности, содержащие развивающий потенциал игровых действий и являющиеся привлекательными для малыша.