Задачи:

1. Ознакомить учащихся с основными понятиями гражданского, семейного и жилищного права.

2. Активизировать интерес к изучению школьниками своих экономических прав.

3. Научить реальным шагам по защите этих прав в семье и государственных органах.

План занятия

I часть

1. Позитивный психологический настрой (тренинг «Мини-перепись») - 10 минут.

2. Беседа о нарушении прав в семье в историческом аспекте (комментарии учащимися народной мудрости) - 10 минут.

3. Знакомство с новым материалом.

a) Экономические права человека в Гражданском кодексе.

b) Права и обязанности экономического характера в Семейном и Жилищном кодексах.

II часть

1. Театрализованная постановка отрывка классической пьесы с последующим обсуждением - 15-20 минут.

2. «Задачи Альберта Лиханова» - дискуссия о борьбе с безнадзорностью и беспризорностью.

3. Заключение. Домашнее задание - 5 минут.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I часть занятия

1. Учителю важно на протяжении всего урока поддерживать уверенность у детей в том, что самые тяжелые ситуации могут быть разрешены при оптимистическом настрое и грамотном подходе к проблеме.

Тренинг «Мини-перепись» проводится с целью активизировать память и придать деловой тон занятию. Детям раздаются листы чистой бумаги, на которых они должны:

a) Схематично представить своих родственников (их возраст, имена), собравшихся за общим столом.

b) Назначенные «переписчики» и «социологи-экономисты» произведут потом (дома) статистические подсчеты и сделают социальные и экономические выводы, в том числе и о том, как хорошо нам знакомы родные.

2. Историческая справка с примерами нарушений прав человека в семье из разных эпох и народов дополнится отражением этих грустных примеров в народной мудрости (пословицах, поговорках, цитатах философов). Школьники дадут свое понимание пословиц, к примеру, таких, как: «Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того - на зеленой ветке».

3. Усвоение нового материала требует закрепления уже пройденных понятий: личные и имущественные права, собственность, право собственности, дееспособность, ограничение дееспособности. Необходимо поговорить и о личных неимущественных правах (таких, как право авторства), из которых справедливо вытекают имущественные (право на вознаграждение). Важно дать четкое представление и о правонарушениях в двух формах (в действии и бездействии).

Далее, пользуясь хрестоматиями с текстами Всеобщей декларации прав человека (ст. 16-17, 25-26), Конвенции о правах ребенка (ст. 27-28, 31-32), учащиеся могут сами назвать, какие именно экономические права защищают эти международные правовые акты.

Семейный кодекс РФ. Здесь в первую очередь разъясняются статьи об обязанностях родителей, лишении родительских прав, алиментах. Даются ответы на вопросы: «Кто и в каких случаях заменяет ребенку родителей?» - опекуны, попечители - и «Как самостоятельно защитить свои права?» - обращение в органы опеки, попечительства, в суд, в отделы администрации по делам несовершеннолетних.

Жилищный кодекс. Дать схему жилищных правоотношений, познакомить с видами сделок по обеспечению граждан жильем, сформировать представление об особенностях приватизации и наследования жилья.

Наследственное право. Коротко представить особенности части III Гражданского кодекса РФ (раздел V Наследственное право) и с помощью плаката рассказать о наследовании по закону (восемь очередей наследников).

II часть

1. Театрализованная постановка представляет отрывок из первого действия трагедии Шекспира «Король Лир» с 6 участниками, которые предварительно выучили свои роли, принесли элементы костюмов.

В процессе обсуждения выясняется:

a) к отрасли какого права относятся представленные нарушения прав человека в семье;

b) актуально ли это в нашей действительности;

c) какие еще произведения классики отражают подобные нарушения прав.

2. Задачи Альберта Лиханова - это статистика детской беспризорности в России. Ребятам предлагается рассказать о причинах нарушения прав детей в семье и подумать о возможности пути решения этой проблемы.

1) В интернатах РФ - 300 тыс.детей, содержание одного человека обходится в $1500 в год, каждых 10 детей обслуживают 15 взрослых.

Но несмотря на затраты

2) по окончании детского дома (данные Генеральной прокуратуры)

40% выпускников - наркоманы и алкоголики,

40% - преступники и обслуживающая их среда,

10% - жертвы суицида.

Кроме того (по данным МВД),

3) в стране около 2,5 млн. беспризорных и безнадзорных детей. Все эти данные требуют общественного внимания и средств бюджета.

Вывод: беда в отдельных семьях оборачивается тяжелыми проблемами для всего общества. Со школьниками можно обсудить, смогут ли детские дома семейного типа решить проблему.

3. В заключительной части занятия учитель подводит итоги, спрашивает о полезности данных форм знакомства с правами человека в семье и возможностях их защиты.

Домашнее задание будет «законотворческим»: написать дополнение к Семейному кодексу, касающееся экономических обязанностей детей в семье (до 6 лет, 6-14 лет, 14-18 лет). Подсказка: учеба - это экономический вклад в благополучие семьи.

Советы по изменению формы занятия.

«Моделирование» успешно может быть заменено другой активной формой участия школьников в познавательной деятельности. Это модель-«исследование» в форме творческой конференции учеников с выставкой-конкурсом работ.

Приложение

Список русских пословиц и поговорок.

ПОСЛОВИЦЫ

1. Все в семье спят, а невестке молоть велят.

2. Дал муж жене волю, не быть добру.

3. У лихой свекрови и сзади глаза.

4. Худые дети не дадут радости имети.

5. Злых всех злее, злая жена.

6. У семи мамок дитя без глаза.

7. Мать кормит сына - сохнет, а он по ней не охнет.

8. Сын отца умнее - радость, а брат брата умнее - зависть.

9. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

10. Дома стены помогают.

11. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того - на зеленой ветке.

12. Юноша молод, не терпливал холод.

13. Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

14. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

15. При солнышке тепло, при матери добро.

16. Кто прямоте горазд, тому не пропасть.

Приморский край