Последнее время все чаще можно услышать, мол, в России слишком много кинофестивалей, зачем столько. Удивляются обычно столичные жители, которые ежедневно могут выбирать между музеями, концертами, премьерами в театрах и в кино. А для других городов страны любые фестивали - это возможность неделю пожить непривычной жизнью, познакомиться с новыми людьми, с новыми театральными или кинопостановками. Если смотр международный, такой как «Северное сияние», то он также открывает пути для знакомства с культурой других стран, с теми веяниями и тенденциями, которые существуют в мировом искусстве. Так получилось, что у фестиваля в Мурманске сразу несколько миссий - культурная, экономико-политическая и социальная. Первое понятно - форум расширяет кругозор. Почему политическая? Да потому, что Арктика - регион, в котором сосредоточены интересы разных стран, но вести диалог только на уровне финансов неверно и однобоко, а значит, нужно налаживать и связи в области культуры. Ну а социальная роль фестиваля проста: он не только дает местным жителям возможность работать (переводчиками, экскурсоводами), но и на несколько дней объединяет жителей города в порыве ожидания новых открытий или обсуждения уже увиденного. Кстати, посмотреть в рамках «Сверенного сияния» было что.

Во-первых, на фестивале была обширная кинопрограмма: конкурс игровых картин, секция короткометражек «Под небом севера», документальные и телевизионные работы, специальные показы и прочее. А во-вторых, в Мурманске проходили спектакли и концерты звезд, встречи со зрителями и мастер-классы. Для людей, которые живут и работают в очень суровых климатических условиях, людей, к которым нечасто приезжают с гастролями известные артисты, это был самый настоящий подарок. Надо было видеть, как мурманчане подходят к актерам, режиссерам, певцам, как берут у них автографы. Сколько радости было у людей на лицах! И надо отметить, что звезды тоже не подвели - они давали автографы всем желающим, терпеливо фотографировались с каждым, кто попросит, тем самым удваивая праздник. За несколько дней проведения смотра на нем побывали Юлия Рутберг, Эвклид Кюрдзидис, Михаил Державин и Роксана Бабаян, Виктория Морозова и Антон Макарский, Ольга Прокофьева, Владимир Вишневский, Наталья Варлей и многие другие. Конечно, восторгам публики не было предела от того, что церемонию открытия вели Ольга Кабо и Максим Аверин, а церемонию закрытия - Нона Гришаева и Александр Олешко. В настоящее время среди широкой аудитории это самые популярные актеры. Правда, Аверин и Кабо больше порадовали своей открытостью и готовностью идти на контакт со зрителями. Особенно всех тронул один случай: артистов возили в госпиталь в Североморске, и Максим Аверин, который пользуется невероятным успехом благодаря «Глухарю», не покинул госпиталь до тех пор, пока не пообщался с каждым желающим и не пожелал каждому выздоровления. Не секрет, что положительные эмоции зачастую лучше любого лекарства, и этот актер такие эмоции дарит.

Почетными гостями фестиваля стали два кинорежиссера - Кшиштоф Занусси, который провел мастер-класс и получил премию «За выдающийся вклад в Мировое киноискусство», а также Станислав Говорухин, которому вручили награду «Классику отечественного кино». Занусси тут же сравнил смотр в Мурманске с Каннским, заметив, что оба они превращают нестолицы в центр культурной жизни. А Говорухин сказал, что давно пора возрождать Северный морской путь с помощью культуры в том числе.

Но не стоит забывать о том, что на любом кинофоруме главное - конкурсная программа. Она оказалась насыщенной: за пять дней нам показали одиннадцать фильмов из России, Норвегии, Швеции, Финляндии, Канады и США. Все ленты разные по жанрам, темам и киноязыку. Россию в этом соревновании представляли «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, «Сынок» Ларисы Садиловой и «Одна война» Веры Глаголевой. Много это или мало три картины из одной страны? На первый взгляд много. Но на самом деле это единственная возможность для зрителей посмотреть подобные фильмы. Дело в том, что в Мурманске отечественные авторские работы в прокат не выходят. Больше того, по словам местных жителей, кинозал, в котором проходили конкурсные показы, открылся специально для фестиваля, в остальное время он не работает. А зрители, как выяснилось, хотят смотреть кино, любят его и понимают. Абсолютно на все сеансы всех программ залы были полны. Честно говоря, иногда приходилось занимать очередь заранее, для того чтобы хватило мест. Естественно, организаторов подобное положение дел не может не радовать (и спасибо им за то, что они не брали деньги за билеты, пуская публику бесплатно). Но местным властям и прокатчикам надо задуматься: если у людей есть потребность в немейнстримовском кино, значит, стоит его привозить и вне фестиваля.

Судило конкурс международное жюри: актриса Лидия Федосеева-Шукшина, режиссер Владимир Грамматиков, кинодраматург и художник Александр Адабашьян, канадская актриса, режиссер и продюсер Ингрид Венингер, а также председатель судейской коллегии норвежский режиссер Кнут Эрик Йенсен - человек, которого северяне просто обожают и с чьим творчеством хорошо знакомы. И здесь опять-таки нужно поблагодарить организаторов за то, что они устроили ретроспективные показы киноработ каждого члена жюри. Зрителям это дало возможность понять, в каком направлении мыслит и работает тот или иной кинематографист. А отсюда уже становится понятным выбор победителей.

Главные награды смотра отправились в Канаду, Финляндию и остались в России. В Канаде теперь две статуэтки, и обе они принадлежат одному фильму - «Признаки жизни»: режиссер Софи Дерасп получила Специальный приз жюри, а Мари-Хелен Беллаванс отмечена как исполнительница лучшей женской роли. Пожалуй, во всей программе это был самый спорный и сложный фильм. Дело в том, что Мари-Хелен Беллаванс - инвалид, у нее нет ног, и режиссер смогла уговорить ее сыграть в художественной картине о жизни и смерти, о сложности перехода в мир иной и о том, как важно ценить жизнь. С одной стороны, лента могла возмутить чрезмерным натурализмом, но с другой - она вызвала споры, что тоже важно. В Финляндию отправился приз «За режиссуру» и Приз зрительских симпатий, увезла его Анастасия Лапсуи за свою картину «Пудана - последняя в роду». С этим фильмом особая история, на самом деле его можно считать российским. Анастасия Лапсуи - наша бывшая соотечественница, которая живет в Финляндии, но снимает она в России о жизни родного ненецкого народа. Интересно то, что у нее нет кинематографического образования, и она является первой и единственной женщиной-режиссером ненкой. Здесь жюри привлекла работа о вымирании культур малых народов, сделанная с соблюдением национальных традиций, но в очень европейской эстетике. Теперь чисто российские награды. Виктор Сухоруков получил приз в категории «Лучшая мужская роль» в фильме Ларисы Садиловой «Сынок». Лента ездит по фестивалям уже год, и всякий раз Сухорукова если и не награждают, то обязательно хвалят эту его работу. И наконец, Гран-при фестиваля «Северное сияние» присудили Алексею Попогребскому за фильм «Как я провел этим летом». Вышло весьма символично, ибо действие картины происходит во время полярного дня на Чукотке, а уж кому как не жителям Мурманска это явление близко. Удивительно, но оказалось, что именно у Попогребского эта награда за фильм, который много обсуждали и которым восхищались, первая. У актеров призы есть, у оператора есть, вот теперь и вся лента с режиссером во главе - абсолютный победитель. Были ли в конкурсе другие сильные фильмы? Были. Хорошая работа «Север» норвежского режиссера-дебютанта Руне Денстада Ланглу, интересная картина «Мамонт» шведа Лукаса Мудиссона. Но жюри свое решение объясняет просто - выбирали тот фильм, который запомнился всем и тронул всех.

Остается добавить, что любой фестиваль состоит не только из чего-то глобального, но также из мелочей. Организаторы «Северного сияния» таким мелочам уделяют большое внимание. Например, бейджики аккредитации участникам и журналистам выдавали необычные - на каждом из них красовалась смешная мордашка северного жителя в обрамлении из оленьего меха. Казалось бы, пустячок, но снимать такой бейджик не хочется. Обычно, говоря о киносмотрах, не упоминают их продюсеров. Чаще всего это люди, которые делают форум, но остаются в тени. Но здесь хочется отметить не только президента фестиваля Сергея Никоненко, который у всех на виду, но и того самого человека из тени - продюсера Юлия Малакянца. Во многом именно благодаря его хорошим отношениям с артистами в Мурманске было столько звезд и получилась насыщенная культурная программа, благодаря его моторности и желанию подарить жителям города что-то интересное стал возможным сам фестиваль.

И последнее. Мурманск правильно выбран для проведения фестиваля, так как возможности города позволяют устраивать подобные мероприятия. И верно то, что проходит смотр во время полярного дня. Представляете, когда светло круглые сутки, а день от ночи можно отличить лишь по наличию или отсутствию на улицах машин и людей. Поразительно, когда ночью на небе одновременно и солнце, и луна. Все это превращает город в нереальные декорации для какого-то фильма. Не случайно многие иностранные кинематографисты, из тех, что приезжали на фестиваль, сказали, что в Мурманске у них появились идеи для новых картин. Ну а члены жюри из Норвегии и Канады - Кнут Эрик Йенсен и Ингрид Венингер - теперь непременно хотят вернуться в Мурманск уже в качестве конкурсантов, для того чтобы в ожидании вердикта судей ходить на экскурсии, посещать легендарный ледокол «Ленин» и наслаждаться общением. Что же касается такого явления, как северное сияние, то, конечно, в мае его не видно. Но тем вернее то, что сияние природное заменяет сияние кинематографическое.

Мурманск - Москва