Образовательный процесс

- Статьей 32 Закона РФ «Об образовании» установление штатного расписания отнесено к компетенции образовательного учреждения. Никаких нормативных актов, определяющих штатные нормативы, в том числе и по должности педагога-психолога, законодательством не предусмотрено.

Ранее для образовательных учреждений нормативы численности персонала предусматривались в типовых штатах, которые утверждались в основном государственными органами управления образованием бывшего Союза ССР и были обязательными для применения до вступления в силу Закона РФ «Об образовании». До определенного времени эти типовые штаты использовались как примерные. Но Минобрнауки России с целью приведения нормативных правовых актов в соответствие с подп. 9 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» своими приказами от 09.06.2008 г. № 177 и от 09.09.2008 . № 260 признало не подлежащими применению отдельные типовые штаты. В том числе признаны недействительными и Типовые штаты начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем (утверждены приказом Минпроса СССР от 31.12.1986 г. № 264).

В соответствии с организацией бюджетного процесса в Российской Федерации главный распорядитель кредитов (распорядитель) бюджетных средств утверждает смету доходов и расходов бюджетного учреждения, которую последние разрабатывают после получения уведомления о бюджетных ассигнованиях.

Предметом анализа штатного расписания на этапе утверждения сметы является соответствие заявленной структуры штатного расписания, перечня и наименования должностей существующему нормативно-правовому регламенту Российской Федерации, региона, локальных нормативных актов органа управления образованием по отдельным профессионально-квалификационным группам персонала образовательных учреждений. Примерные штаты на региональном уровне обычно прописываются в соответствующих рекомендациях. Однако это именно примерные, а не обязательные штаты.

Так, например, в Москве должность педагога-психолога устанавливается из расчета 1 единица на 5 классов. В некоторых других регионах должность педагога-психолога устанавливается на 400 учащихся, на 500 учащихся.

В любом случае решение об установлении той или иной должности образовательное учреждение принимает самостоятельно, исходя из имеющихся средств.

- Чем должно руководствоваться общеобразовательное учреждение при решении вопроса о том, какая категория детей должна быть зачислена в логопедическую группу?

- В инструктивном письме Минобразования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» рекомендовано следующее.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по специальной форме. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Отпуск

- Имеет ли право на дополнительный отпуск врач, работающий в образовательном учреждении?

- В соответствии с частью третьей ст.350 Трудового кодекса РФ медицинским работникам образовательных учреждений может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях» дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск устанавливается врачам общей практики и медицинским сестрам врачей общей практики за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет.

В соответствии с постановлением Госкомтруда СССР, президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», которое применяется в соответствии со статьей 423 ТК РФ до приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с Трудовым кодексом РФ, продолжительность дополнительного отпуска врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу образовательных учреждений, врачам-стоматологам, зубным врачам стоматологических кабинетов этих учреждений, врачам и среднему и младшему медицинскому персоналу лечебно-профилактических отделений, групп учреждений просвещения для детей с физическими дефектами или с поражением центральной нервной системы с нарушением опорно-двигательного аппарата без нарушения психики, а также врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу приемников-распределителей для несовершеннолетних и воспитательно-трудовых колоний дополнительный отпуск устанавливается в объеме 12 рабочих дней.

Врачам (кроме врача-лаборанта), младшему медицинскому персоналу школ (классов), школ-интернатов (классов), детских домов (групп), детских садов (групп), яслей-садов (групп), яслей (групп) и домов ребенка для умственно отсталых детей и детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики, детских домов для слепоглухонемых детей дополнительный отпуск устанавливается в объеме 30 рабочих дней, а врачу-диетологу, медицинской сестре (диетической) этих учреждений - 12 дней.

Поскольку дополнительный отпуск установлен в рабочих днях, а в соответствии с ТК РФ предоставление и оплата основных и дополнительных отпусков предусмотрены в календарных днях, поэтому предусмотренный Списком дополнительный отпуск должен быть пересчитан в календарные дни и оплачен за общее количество календарных дней отпуска.

Обращаем внимание, что при применении постановления Госкомтруда СССР, президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 следует учитывать, что постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней.

Пенсия

- Педагог нашего колледжа готовится к оформлению педагогической пенсии. Но Пенсионный фонд РФ требует подтвердить факт того, что в колледже обучается не менее 50% учащихся до 18 лет? Какой документ это может подтвердить? Как правильно его оформить?

- В настоящее время какого-либо нормативно-правового документа о порядке подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в части определения возрастного состава учащихся колледжа до 18 лет, не принято.

Но по сложившейся практике контингент обучающихся лиц учитывается в целом по учреждению, а не по отдельным группам, где велась преподавательская деятельность конкретного преподавателя.

Контингент обучающихся подтверждается справкой соответствующего образовательного учреждения, которая должна содержать сведения о процентном отношении детей в возрасте до 18 лет к общему количеству лиц, обучающихся в образовательном учреждении, за каждый календарный год. Данные сведения указываются на основании списочного состава учащихся на начало учебного года по состоянию на октябрь месяц.

В соответствии с пунктом 36 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 г. №543, предусмотрено отнесение к обучающимся студентов как дневного отделения, так и слушателей подготовительных курсов и программ дополнительного профессионального образования. Это означает, что контингент обучающихся лиц учитывается по простому арифметическому подсчету в целом по учреждению.

В 2004 году Пенсионный фонд РФ дал своим отделениям разъяснения, что для определения процентного отношения обучающихся в возрасте до 18 лет может использоваться форма № 2-НК - «Сведения о государственном образовательном учреждении, реализующем программы среднего профессионального образования» (последняя редакция утверждена постановлением Росстата от 27.07.2005 г. №47).

Данный статистический отчет ежегодно представляется учреждением среднего профессионального образования и включает в себя сведения о числе и составе обучающихся.

Отчет по форме № 2-НК составляется по состоянию на 1 октября соответствующего года. Показатели, исчисляемые на определенную дату (например, численность студентов), заполняются по состоянию на 1 октября соответствующего года. Показатели, исчисляемые за календарный период (год) (например, прием, выпуск), включают сведения за период с 1 октября предыдущего года по 30 сентября текущего года.

Таким образом, справка может быть выдана на основании сведений из формы № 2-НК. Справка оформляется в свободной форме на бланке-шаблоне с указанием работодателя (максимально полно наименование учреждения; место нахождения учреждения; номера телефонов и факса) по правилам, принятым в вашем учреждении. Согласно статье 62 ТК РФ справка с места работы должна быть заверена надлежащим образом: подпись руководителя заверяется печатью.

Обращаем внимание, что приказом Росстата от 05.06.2009 №106 с отчета на начало 2009-2010 учебного года вместо формы № 2-НК вводится в действие форма

№ СПО-1 «Сведения о государственном образовательном учреждении, реализующем программы среднего профессионального образования».

Документы

- Каким образом в дипломе о среднем профессиональном образовании отражаются сведения о получении среднего (полного) общего образования, если обучение в техникуме производилось после 9-го класса?

- В соответствии с п. 30 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 г. № 543) формы документов государственного образца о среднем профессиональном образовании и порядок их выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

В настоящее время (до 1 сентября 2010 года) действует форма диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему, утвержденные приказом Минобрнауки России от 21.12.2006 г. №333. Ни в самом дипломе, ни в приложении не делается отметка об освоении общеобразовательной программы параллельно с профессиональными. Однако в приложении к диплому указывается документ о предшествующем уровне образования.

Согласно Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о среднем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов (утверждена приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2007 г. №80) в данной графе указывается наименование документа об образовании (аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем (полном) общем образовании, диплом о начальном профессиональном образовании или диплом о среднем профессиональном образовании), на основании которого данное лицо было зачислено в образовательное учреждение, и год его выдачи.

В соответствии с п. 11 Типового положения в среднем специальном учебном заведении могут реализовываться основные общеобразовательные программы при наличии соответствующих лицензий. Среднее специальное учебное заведение в части реализации указанных образовательных программ руководствуется Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196). При наличии лицензии и государственной аккредитации среднее специальное учреждение вправе самостоятельно выдавать аттестат о среднем (полном) общем образовании.