Цели

1. Сформировать представление о свободе передвижения как важнейшей естественной потребности человека.

2. Познакомить учащихся с главными аспектами права на свободу передвижения - свободой выезда из страны и возвращения в нее, свободой въезда в чужую страну и свободой перемещения и выбора места жительства внутри страны.

Система уроков

Уроки 1-2. Право на въезд в страну и выезд из страны: механизмы осуществления и законные и незаконные ограничения этого права.

Урок 3. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев.

Урок 4. Свобода выбора места жительства внутри страны.

Уроки 1-2. Право на въезд в страну и выезд из страны: механизмы осуществления и законные и незаконные ограничения этого права.

Задачи уроков

Учащиеся должны: осознать необходимость права на свободу передвижения; познакомиться с механизмами осуществления своего права на въезд и выезд и законными и незаконными ограничениями этого права, а также с проблемами въезда и выезда в контексте российской действительности.

Ролевая игра

«Семейный портрет»

Материалы для игры

Кубик, как для лото, монетки (бумажки, картонки и другие материалы, которые могут послужить в качестве денег), два или три «семейных портрета» (в зависимости от числа играющих) - вырезанные из журналов и наклеенные на бумагу фотографии «бабушек», «дедушек», «тетушек», «племянников» и т.д., всего около 10 человек (можно меньше - в зависимости от числа играющих), которые можно расположить в виде «родового древа» или просто в живописном беспорядке. На обратной стороне листа крупно пишется ст. 13 ВДПЧ, а сам портрет разрезается в виде «пазла» (детская игра на собирание картинок из многих кусочков). Для удобства рекомендуется каждый портрет наклеить на цветную бумагу, чтобы было издалека видно, кто к какой семье принадлежит. Каждому участнику - «члену одной семьи» - дается по одной-две «семейные фотографии» - кусочка «пазла». Кроме того, для нескольких участников («жителей страны В») готовятся специальные «анкеты», которые моделируют ситуацию «невыездных граждан» в России (Приложение 1). Можно изготовить табличку «Пересечение границы - 3 у.е.».

Очень хорошо, если учителю сможет помочь, например, студент или старшеклассник, который будет стоять «на границе» между государствами А и Б и собирать «пошлину».

Этапы игры

1. Учитель раздает «семейные портреты»: например, первому ряду - первый портрет, второму - второй и т.д. Хорошо, если дети, которые дружат, окажутся в одной «семье».

2. Учитель просит детей рассчитаться на «первый - третий» и распределиться в команды по порядку номеров: первые - в одну команду, вторые - во вторую и т.д. Он рассказывает учащимся, что когда-то они все принадлежали к большим и дружным семьям, но, как это часто случается, в силу многих политических и личных причин семьи распались и члены одной семьи оказались в трех разных странах. Им очень хочется воссоединиться, а для этого необходимо собрать «семейные портреты».

3. Все члены команд кидают кубик и получают монетки, но, что очень важно, «жители страны А» (условно это Америка, хотя детям об этом не сообщается) могут получить максимум 6 монет (условных единиц), «жители страны Б» (допустим, Бразилия) - максимум 3 монеты, а «жители страны В» (модель России) - 1-2 монеты. Кроме того, «жителям страны В» выдаются свои «анкеты», которые они по ходу игры просто не успевают прочитать.

4. Команды в классе лучше расположить так, чтобы «жители стран А и Б» находились достаточно близко друг к другу, а «жители страны В» - на достаточно большом расстоянии от обеих стран. Первым действием команд будет попытка собрать свой портрет внутри своих стран. Они найдут своих «родственников» и постараются смоделировать картинку. Скоро они убедятся, что своими силами не обойтись и необходимо пересекать границу. Они прочитают табличку с расценками, и у многих возникнут трудности из-за нехватки денег. Учитель может подсказать, что два родственника могут «скинуться» и отправить в путешествие одного из них, тогда, отдавая деньги, «бедный родственник» имеет право отдать и свою фотографию. В противном случае он должен хранить фотографию у себя и дожидаться, когда к нему приедут родственники из-за рубежа. Поскольку единственным препятствием к свободному пересечению границ являются деньги, то скоро «жители стран А и Б» убедятся, что сделали все от них зависящее, чтобы собрать свой портрет. Теперь их внимание приковано к стране В, в которой процедура пересечения границы совсем другая. Кроме нехватки денег, у большинства жителей возникают проблемы из-за «анкет», на которые они, возможно, и не обратили внимания, но которые тщательно изучает учитель, играющий роль пограничника. Он находит в «анкетах» «сомнительные пункты», указывает на них и объясняет, что по определенным причинам (например, человек работает на секретном предприятии) он не может выехать за рубеж. Можно смоделировать реальную, весьма трагическую ситуацию, всегда существовавшую в России: если пограничник видит, что рядом пересекают границу члены одной семьи, он произносит фразу типа: «Хорошо, вас, уважаемая, я могу выпустить, а вот вашего сына (мужа, брата...) не смогу, у него документы не в порядке».

5. Разумеется, родственники из стран А и Б тоже захотят посетить страну В. Для этого стоящий «на границе» учитель спрашивает, к кому они едут. Участники указывают на конкретного родственника (они увидели, что у него фотография наклеена на бумагу того же цвета, значит, это их родственник), они должны уточнить степень родства - дядя, тетя, брат... Учитель и в этом случае внимательно изучает анкету жителя страны В и сообщает, может ли он пустить его родственника в страну В (например, если у дяди или племянника в анкете стоит «дальние родственники - сомнительно», то данного жителя страны А или Б к этому родственнику не пустят и он должен искать другие пути).

6. Рано или поздно различными путями один из портретов собран - команда победила. Ребята переворачивают портрет и стараются прочитать текст. Оказывается, что «пограничник» действует несправедливо, и поднимается «народное восстание». «Жители страны В» собирают деньги, «выходят из своей страны», и скоро другие портреты тоже готовы. Но если участники устали, не видят выхода из ситуации, а игра затягивается, «пограничник» может предложить переслать некоторые картинки по почте «за умеренную плату» или же просто сообщить, что «железный занавес» упал и что анкеты больше не нужны, хотя такой вариант наименее интересен. Возможен случай, когда из-за одной-двух фотографий портрет никак не собирается, но участники додумываются перевернуть портрет и тогда им, скорее всего, все равно удается прочитать или примерно воссоздать текст ст. 13. Тогда «восстание» неизбежно.

7. Очень важно, чтобы игра прошла быстро и оживленно, так как ее основная цель - получение эмоционального опыта, а не конкретных знаний.

Обсуждение игры

На этом же уроке учитель проводит обсуждение игры. Если игра затянулась и нет времени предложить все вопросы, необходимо организовать обсуждение по кругу, чтобы участники поделились впечатлениями об игре, сняли эмоциональное напряжение. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

Что вы чувствовали, когда у вас не хватало денег для пересечения границы?

Что чувствовали жители страны В, когда у них проверяли анкеты и кого-то не выпускали? А что чувствовали жители стран А и Б, когда их не пускали к родственникам?

Одинаково ли несправедливы ситуации, когда не хватает денег и когда кого-то не впускают или не выпускают? Была бы вторая ситуация более справедливой, если бы у всех участников были анкеты?

Почему право покидать свою страну и возвращаться, а также въезжать в чужую важно для всех? А какие должны быть реальные ограничения?

В чем ошибка жителей всех трех стран? (Подчинились приказам пограничника, не знали своих прав.)

Ход урока

1. Учитель просит назвать аргументы «за» и «против» свободы передвижения.

2. Разбирается проблема выезда за рубеж. Необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:

строгое ограничение сроков «невыездного»;

список профессий «невыездных» должен быть небольшим, гласным, он должен определяться законом о государственной тайне, а не подзаконными актами. Кроме этого списка, никаких других ограничений быть не должно;

каждый гражданин при приеме на работу и подписании трудового соглашения (контракта) должен быть извещен о том, что его работа связана с ограничением свободы передвижения.

Подробно разбираются случаи из анкет, которые сравниваются с законодательством.

3. Разбирается проблема въезда в иностранное государство. Учащимся предлагается вопрос: «С какой целью государство может регулировать въезд? Справедливо ли это?» Разбираются случаи конкретных стран: США (ограниченный въезд, строгие правила для временного проживания), ФРГ (упрощение порядка въезда и получения гражданства), Израиль (исключительно национальный подход, полная открытость для туристов). Опираясь на опыт учащихся, выезжавших за рубеж или слушавших рассказы взрослых, обсуждается вопрос визового и безвизового режима, учитель рассказывает о ликвидации границ в странах ЕС. Можно заранее распределить страны и попросить учащихся выступить с разными докладами на тему въезда.

Тема «Проблема беженцев и вынужденных переселенцев»

Задача урока: учащиеся должны познакомиться с проблемой беженцев и вынужденных переселенцев.

Ролевая игра «Беженцы и пограничники»

Подготовка к игре

На доске или листах бумаги пишутся расценки и преимущества мастей (Приложение 3). Для игры потребуется колода карт, начиная с семерки или восьмерки в зависимости от числа игроков.

Этапы игры

1. Ребятам рассказывают, что они живут во вполне обыкновенной стране. Каждый из них самый обыкновенный служащий, он ежедневно ходит на работу, политикой не интересуется, ни в чем не участвует. У него есть знакомый, который, напротив, активно занимается политической деятельностью, ходит на митинги и демонстрации, пишет статьи для газет и журналов на политические темы и т.д. Неожиданно этот знакомый исчезает. Законопослушный гражданин не придает этому никакого значения, они и раньше виделись очень редко и никогда не были близкими друзьями. Проходит полгода. Обыкновенный служащий начинает получать письма с угрозами. В письмах его называют другом и сообщником давно исчезнувшего случайного знакомого и обещают разделаться с ним так же, как разделались с пропавшим. За человеком следят, на работе на него начинают коситься, угрозы продолжаются. Наконец, в связи с тем, что человеку угрожает смертельная опасность, он должен срочно, в течение одного часа, покинуть страну, предварительно собрав необходимые вещи. На доске выписывается определение беженца - это лицо, которому угрожает смертельная опасность, из-за которой он вынужден покинуть данную страну.

2. Каждый вытягивает карту из колоды и узнает свои преимущества как владельца карты определенного достоинства и масти. Преимущества тузов и королей очевидны, но, чтобы сделать игру интересней, можно пообещать, что таможенники будут снисходительней к малоимущим и незаметным.

3. Напоминается, что и богатым, и бедным угрожает опасность, поэтому им предстоит срочно собрать вещи и приготовиться к таможенному досмотру, чтобы попасть в другую страну. Здесь начинаются сложные подсчеты, так как в зависимости от материального положения и веса в обществе гражданин может взять с собой вещей на определенную сумму баллов. Можно объединяться в «семьи» для взаимного удобства, повышения материального благополучия, а также потому, что таможенники больше доверяют семейным людям. Однако можно передвигаться самостоятельно. Объединяя свои состояния, граждане не должны забывать, что каждому из них нужен отдельный паспорт, набор продуктов и т.д. Несколько раз в течение игры напоминается и выносится на доску ключевая фраза: «Любая печатная продукция, кроме денег и документов, провозится бесплатно!» (Ведущий, разумеется, имеет в виду письмо с угрозами). За несколько минут ребятам предстоит объединиться, просчитать возможность и выстроиться в очередь для прохождения таможенного досмотра (например, таможня - это дверь, и им не дают выйти из класса).

4. В начале игры или на данном этапе в помощь «главному чиновнику» (ведущему) выбираются «врач», «счетовод» и «таможенник». Их задача - не пропускать в страну под любым предлогом. Разумеется, у них есть внешние задачи: «врач» проверяет наличие медикаментов, не допускает ввоз продуктов, настаивает на приобретении обуви или теплых вещей (наличие или отсутствие какого-либо элемента служит основанием для задержания на границе), «счетовод» подсчитывает баллы, «таможенник» следит за весом и размером багажа. «Главный чиновник» сообщает своим помощникам условия, на которых «беженцев» пропускают через «границу» (наличие письма с угрозами), и по очереди предоставляет слово для окончательного решения одному из помощников (особенно если у кого-то есть веский довод не пускать или сам срочно находит правдоподобную причину).

5. Играть лучше не больше трех туров, т.е. чтобы каждый два-три раза побывал на «таможне», чтобы страсти накалились, но играющие не устали. Если в классе не нашли выход, участники рассаживаются и ведущий напоминает им про письмо и перечитывает определение беженца.

Обсуждение игры рекомендуется провести по следующим пунктам:

Как вы себя чувствовали во время игры?

Почему поступали так, а не иначе?

Рекомендуется также задать вопросы, относящиеся к статусу беженцев и к положению беженцев в России и за рубежом: «Какие проблемы возникают в государстве, принимающем беженцев?» (Профашистские тенденции; недовольство местных жителей, иногда специально разжигаемое; правовые трудности: статус беженца, обеспечение основных прав и свобод; социально-экономические трудности: обеспечение жильем, работой, социальное обеспечение, обучение и медицинское обслуживание).

Учитель может заранее распределить материал между учащимися и попросить сделать доклады или же распределить учащихся на группы, раздать материалы и попросить выступить с короткими сообщениями по изученному материалу.

Домашнее задание

«Книга для чтения», указанный раздел, ч. 2. Кроме того, учащимся предлагается выяснить, есть ли в городе беженцы, их землячества, откуда эти беженцы, каково их положение. Можно предложить взять интервью у представителей городской власти, у самих беженцев, у правозащитников, занимающихся этой проблемой.

Тема «Свобода выбора места жительства внутри страны»

Задачи урока

Учащиеся должны:

ознакомиться с институтом прописки и с двумя существующими типами прописки (разрешительный и уведомительный) и различиями между ними;

обсудить проблемы жилья и прописки;

познакомиться с проблемой закрытых городов.

Материалы для урока

Карточки для участников игры «Прописка» с описанными ролями (их можно изготовить из цветной бумаги, чтобы, получив карточки, учащиеся сразу могли определить свою команду (Приложение 5), ксерокопии материалов из Приложения 6 для раздачи в группах.

Ход урока

Теоретико-игровая деятельность «Прописка»

Этапы игры

1. Учитель кратко рассказывает учащимся о двух типах прописки, их целях.

2. Класс с помощью цветных карточек, на обороте которых написаны роли, распределяется на несколько групп. Каждая группа работает с одним определенным регионом.

3. В командах учащиеся изучат свои роли и доклады комиссий по правам человека и получают задание обсудить вопрос: «Как складывается судьба героя, биографию которого вы получили, в данном регионе?».

4. Дискуссия по теме.

Получив такой «жизненный опыт», класс смешивается и произвольно разделяется на три команды. Организуется дискуссия по типам прописки. Каждая из трех команд старается отстоять свою точку зрения: 1) прописка не нужна вообще; 2) нужна уведомительная прописка; 3) нужна разрешительная прописка, причем жесткая, чтобы защитить город от приезжих. При проведении дискуссии учащиеся используют материалы «Книги для чтения».

1. Тема рассчитана на детей в возрасте 11-12 лет, в это время ученики начинают знакомиться с географией, историей, они начинают осознавать, насколько велик и разнообразен мир. Они понимают, что в силу различных природных катаклизмов (наводнения, наступления пустыни) или в силу различных исторических причин (войны, голод, болезни) человек всегда должен был перемещаться, менять место своего проживания. Это право естественно и необходимо для каждого человека, и ни один государственный институт не может препятствовать желанию человека свободно перемещаться. Разумеется, по мере углубленного знакомства с темой дети осознают, насколько непросто реализуется это естественное право, что неизбежно существуют некоторые ограничения, связанные с различными причинами, но на начальном этапе важно осознать, что данное право есть и было у каждого человека.

2. Можно было бы начать уроки по данной теме просто с осознания необходимости для каждого человека, каждого ребенка двигаться и передвигаться (чисто физически). С помощью очень маленькой подвижной игры дети должны связать в своем сознании термин «свобода передвижения» в понимании занимающегося правами человека и понятие «движение», без которого невозможна жизнь на Земле. Осознав потребность двигаться без ограничений, даже самые маленькие дети способны понять более узкий, юридический аспект проблемы пересечения границы и выбора места жительства.

3. Также был предложен следующий план работы над темой:

Общие понятия.

История вопроса.

Нарушения данного права.

Документы, защищающие данное право, и способы защиты права на свободу передвижения.

Москва