Награды

- «Учитель-методист» - звание, которое присваивалось по результатам аттестации, производившейся в период до 1992 года.

Приказом Минпроса СССР от 23 декабря 1985 г. № 223 были утверждены Правила внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Минпроса СССР. В частности, пункт 39 Правил предписывал, что по результатам аттестации наиболее отличившимся работникам школы присваиваются звания «Учитель-методист», «Старший учитель», «Воспитатель-методист», «Старший пионервожатый-методист». Эти звания присваиваются по предложению аттестационных комиссий в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации.

Таким образом, эти звания не относились к ведомственным знакам отличия в труде.

Приказом Министерства образования в 1993 году было принято Типовое положение об аттестации педагогических работников, в соответствии с которым квалификационные категории - первая, вторая и высшая - присваиваются на срок не более пяти лет, в 2000 году принято Положение об аттестации, которое является на сегодняшний день действующим документом. С 1 января 2011 года вступает в силу новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 г. № 209.

Все названные положения об аттестации не предусматривают понятия «учитель-методист». В этой связи звание «Учитель-методист», к сожалению, потеряло свою актуальность, но в любом случае это звание не было ведомственным знаком отличия в труде, не является ведомственным знаком отличия в труде оно и сейчас.. Хотя справедливо будет отметить, что на стадии обсуждения нового порядка аттестации он предусматривал возможность по результатам педагогической деятельности в межаттестационный период педагогическому работнику присваивать статусные звания (учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель-методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель- воспитатель и т.п.), которые отражают успешность и качество выполнения конкретных видов работ, включая педагогический портфолио, и определяются образовательным учреждением самостоятельно.

Статусное звание предполагалось присваивать на основании анализа произведенных стимулирующих выплат за три предшествующих года. Однако в окончательный текст это положение не вошло.

Что же касается присвоения звания «Ветеран труда», то в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Общее правило одно - во внимание принимаются ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми отдельных граждан принято руководством ведомств бывшего Союза ССР или РСФСР, т.е. решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги, должно быть принято непосредственно министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. Документы о награждении должны быть подписаны вышеназванными должностными лицами либо иметь ссылку на номер и дату решения коллегии министерства бывшего Союза ССР или РСФСР.

Как следует из письма, других званий, кроме как «Учитель-методист», у автора нет. И судя по всему, первоначально звание «Учитель-методист» было отнесено к ведомственным знакам отличия в труде, наличие которых дает право на присвоение звания «Ветеран труда», ошибочно. А значит, звание «Ветеран труда» присвоено неправомерно. Лишение звания «Ветеран труда» возможно и в судебном порядке.

Надо отметить также, что очень продолжительное время на практике при решении вопроса об отнесении того или иного ведомственного знака отличия в труде использовалось письмо Минтруда РФ от 7 октября 1998 г. № 5636-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Этот документ приводил перечень почетных званий, нагрудных знаков, знаков, значков, почетных грамот, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».

Среди них, например, следующие наиболее часто встречающиеся у педагогических работников знаки отличия в труде:

Почетные звания: «Заслуженный педагог», «Заслуженный тренер России», «Заслуженный тренер РСФСР», «Заслуженный тренер СССР».

Нагрудные знаки, знаки, значки: «Ветеран спорта СССР», значок ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле», нагрудный значок Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. Ленина «За активную работу с пионерами», «Отличник народного просвещения», «Отличник профессионально-технического образования РСФСР», «Отличник социалистического соревнования РСФСР», «Отличник физической культуры и спорта», «Победитель социалистического соревнования ...года».

Почетные грамоты: Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР «За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся». Звание «Старший учитель» свидетельствует только о квалификации работника и поэтому не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде, учитываемый при присвоении звания «Ветеран труда». Обращаем внимание, что аналогично решается и вопрос по званию «учитель-методист».

Дипломы и грамоты за судейство в отдельных видах соревнований не учитываются как ведомственные знаки отличия в труде, также не учитываются медали, дипломы, грамоты и иные поощрения за победу или участие в спортивных соревнованиях.

Лица, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор СССР», а также нагрудным знаком «Почетный донор России», пользуются правом на присвоение звания «Ветеран труда» независимо от того, в какой организации они работали.

Письмом Минздравсоцразвития РФ от 02.06.2008 г. № 3854-ЮВ было доведено, что, по информации Минюста России, применение на практике письма Минтруда России от 7 октября 1998 г.

№ 5635-КС является неправомерным, и оно было отозвано, а его дальнейшее использование в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не представляется возможным. Это было вызвано не столько информацией, содержащейся в письме, сколько нарушением процедуры порядка опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Однако как наиболее подробной информацией о ведомственных знаках отличия в труде вы можете воспользоваться приведенными мной выше отрывками из этого письма.

Рекомендую вам все же внимательнее отнестись ко всем когда-либо полученным наградам. Возможно, вы даже не подозреваете, что они относятся к ведомственным знакам отличия в труде.

Родители и школа

- Ребенка хотят оставить на второй год. Двойки в двух четвертях по двум предметам. Мы просили, чтобы ребенка оставили на осень или перевели условно, но учитель сказала, что так сейчас не делают. Могут ли оставить на второй год без согласия родителей? Посоветуйте, что делать. Ребенок учится в 4-м классе.

- Пунктом 51 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196) предусмотрена процедура перевода обучающихся из класса в класс. Так, обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.

В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету.

Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.

Перевод обучающегося производится по решению органа самоуправления общеобразовательного учреждения в соответствии с его компетенцией, определенной уставом.

Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

С учетом того, что 4-й класс является последним классом ступени начального общего образования, то есть перевод в 5-й класс - это новая ступень общего образования, то применяется правило о недопуске к обучению на следующей ступени общего образования не освоивших общеобразовательную программу предыдущего уровня.

Законодательство в рассматриваемом случае дает родителям лишь право выбрать повторное обучение, перевод в классы компенсирующего обучения или продолжение обучения в форме семейного образования.

Пенсия

- Все 30 лет своей трудовой деятельности проработала учителем начальных классов в школе. Нас предупредили, что сокращается ставка учителя начальных классов. Мне предложена работа в должности воспитателя ГПД. Даст ли мне право на досрочную педагогическую пенсию работа в этой должности?

- При условии, что по предыдущим периодам педагогической работы у пенсионных органов к вам не будет вопросов, перевод на должность воспитателя в ГПД не сможет лишить вас права на досрочную педагогическую пенсию.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утвержден постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г.

№ 781) работа в должности воспитателя в группе продленного дня школы засчитывается в стаж для досрочной педагогической пенсии.

Однако необходимо, чтобы было соблюдено следующее условие: работа в должности воспитателя должна производиться на полную ставку (30 часов в неделю).

Нелишним будет напомнить, что приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.07.2005 г. № 440 установлено тождество наименования должности «воспитатель группы продленного дня» наименованию должности «воспитатель», предусмотренному Списком. Но все же правильнее в трудовой книжке и в приказах вашу должность называть «воспитатель в группе продленного дня».

ЕГЭ

- Если выпускник не согласен с результатами ЕГЭ, он может подать апелляцию в течение двух дней. А с какого момента отсчитывается этот срок: с момента опубликования информации или с момента, когда выпускник ознакомился с ней лично?

- Порядок и сроки информирования участников ЕГЭ о результатах экзамена устанавливаются органом управления образованием субъекта Российской Федерации и должны доводиться до участников ЕГЭ заблаговременно. Традиционно школы (для выпускников текущего года), а также пункты проведения экзамена (ППЭ) или органы управления образованием (в зависимости от организационно-территориальной схемы, принятой в регионе) вывешивают на информационных стендах и/или собственных сайтах списки участников ЕГЭ с результатами экзамена. Появление списков на информационном стенде считается моментом официального объявления результатов ЕГЭ.

О персональных результатах экзамена участники ЕГЭ должны быть информированы в течение 3 дней после объявления минимального порога по каждому из предметов. Если объявление индивидуальных результатов задерживается, нужно обратиться в местный или региональный орган управления образованием. Задержка может быть вызвана ошибками, допущенными сдающим при оформлении экзаменационной работы.

Каждый регион самостоятельно определяет места, в которых участники ЕГЭ смогут узнать свои результаты. Это зависит от выбранной в регионе территориальной схемы.

Чаще всего информирование происходит:

- для выпускников этого года - в школе, которую они оканчивали;

- для остальных участников ЕГЭ - там, где сдавали экзамен, или там, где получали пропуск на ЕГЭ, как правило, в местном органе управления образованием.

В ряде регионов созданы бесплатные информационные интернет-ресурсы, содержащие сведения о результатах участников ЕГЭ. Однако Рособрнадзор особо обращает внимание, что эти ресурсы должны иметь официальный статус и соответствующие полномочия от органа управления образованием в данном регионе. Предложения отдельных интернет-сайтов, якобы имеющих базы данных сдававших ЕГЭ и предлагающих за деньги узнать сведения о результатах ЕГЭ какого-либо участника, являются мошенническими.

Если у участника ЕГЭ возникают сомнения в выставленных баллах за экзамен, то в течение 2 рабочих дней после получения результата он может подать апелляцию.