Организация уроков физической культуры для учащихся специальной медицинской группы проблематична как для учителя физической культуры, так и общеобразовательного учреждения в целом. Во-первых, специальная медицинская группа делится на две: группа «А» и группа «Б», что стало определяющим при выборе форм занятий по физической культуре. Во-вторых, при организации занятий в специальной медицинской группе детям доступны лишь определенные диапазоны двигательных режимов в сочетании с освоением программного материала по физической культуре. Следовательно, требуется разработка и внедрение индивидуальных программ, адекватных состоянию здоровья. В-третьих, в образовательном учреждении отсутствует организованный врачебно-педагогический контроль с занимающимися физической культурой, который качественно влияет на содержание занятий и программный материал. Учитель физической культуры в силу специфики своей деятельности не всегда может оценить уровень оздоровительного и лечебного воздействия используемых двигательных режимов. Наконец, в-четвертых, в настоящее время в образовательных учреждениях отсутствует оценка динамики прироста здоровья каждого учащегося, не сформирован интерес к адаптированным для него средствам физической культуры.

Целью семинара стало повышение уровня компетентности его участников в нормативно-правовых вопросах организации и аттестации учащихся специальной медицинской группы, обобщение передового опыта работы специалистов и учителей физической культуры с использованием нестандартных, инновационных форм и вариативных средств физической культуры.

По мнению директора школы №1902 Елены Савиной, современное общество предъявляет все более высокие требования к содержанию и методам обучения, воспитания и оздоровления. Решение задач отражается в межведомственном взаимодействии учреждений образования и здравоохранения. Участие школы в работе экспериментальной площадки, использование педагогических здоровьесберегающих технологий, работа в режиме школы полного дня и наличие структурного подразделения - Центра содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников - позволило изменить образовательную среду.

В своем докладе по теме «Организационно-педагогические основы физического воспитания с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья», специалист Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Ольга Водяницкая отметила, что анализ законодательных и нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня системы образования и здравоохранения, межведомственного взаимодействия за период 20-летия показал, что они не позволяют до конца разрешить проблемы организации и аттестации по физической культуре учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Особую озабоченность и тревогу вызывают те учащиеся, которые имеют «временное освобождение» и «освобождения длительного характера» от уроков физической культуры. В настоящее время на федеральном уровне отсутствуют нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми возможно освобождение по состоянию здоровья от изучения общеобразовательных предметов, в том числе физической культуры. Более того, согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития №513н от 24.09.2008 года в функциях врачебных комиссий отсутствует решение об освобождении обучающихся по медицинским показаниям от изучения общеобразовательных предметов, в том числе физической культуры.

В соответствии с письмом Министерства образования РФ №13-51-263/123 все обучающиеся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды), должны посещать занятия по физической культуре. Учитывая уровень освоения учебного материала и индивидуальные возможности учащихся, учитель обязан аттестовывать обучающихся по предмету «Физическая культура». Занятия с учащимися специальной медицинской группы отличаются учебными программами, физической нагрузкой, требованиями к уровню освоения материала. В связи с этим в работе семинара были показаны фрагменты уроков физической культуры для учащихся специальной медицинской группы «А».

Учитель физической культуры «Школы здоровья» №1693 Вера Машковцева показала участникам семинара фрагмент урока «Формирование мотивации к занятиям физической культуры у учащихся специальной медицинской группы с использованием роликовых коньков». В школе проводятся три урока физической культуры с обязательным делением и проведением занятий по медицинским группам, учащиеся начальной школы под руководством Веры Александровны на уроках физической культуры осваивают технику скольжения на роликовых коньках. Освоение проходит успешно, после первого года обучения у троих учащихся специальной медицинской группы были сняты диагнозы, и они переведены в другую медицинскую группу. Учащиеся специальной медицинской группы участвуют в различных показательных выступлениях на уровне школы и муниципального района, что позволяет повысить уровень двигательной активности.

На городском семинаре была представлена оригинальная технология оздоровительной направленности с использованием тренажера «Агашина». Учитель физической культуры «Школы здоровья» №27, лауреат гранта префекта Юго-Западного округа Георгий Васенин вместе с учащимися специальной медицинской группы школы продемонстрировал комплексы упражнений с использованием тренажера «Агашина», которые избирательно и эффективно воздействуют на многие группы мышц для улучшения их функционального состояния, развития силы и силовой выносливости, гибкости, координации, амплитуды движений за счет волновых колебаний. Важный компонент при использовании тренажера - постановка дыхания во время выполнения физических упражнений с акцентом на выдох, что способствует безопасному влиянию нагрузки на организм. Комплексы общеразвивающих упражнений и подвижные игры с элементами калмыцкой национальной борьбы показал участникам семинара заместитель директора ДООЦ «Юго-Восточный», кандидат педагогических наук, мастер спорта СССР Василий Цандыков, который в настоящее время ведет научно-исследовательскую работу в этом направлении.