ктуальность темы диспута связана с разнообразием толкований стратегии и методологии здоровьесберегающей деятельности в современном образовании, что существенно осложняет практическую деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов, по формированию у них культуры здоровья и ценностных ориентиров на здоровый образ жизни. Также полифония мнений в этой области затрудняет процесс координации развития единого здоровьеформирующего пространства столичного мегаполиса.

В ходе диспута были заслушаны доклады представителей научных школ доктора медицинских наук, профессора, ведущего научного сотрудника Н.Нежкиной, доктора физико-математических наук, профессора, заместителя директора МЦКО В.Носкина.

В докладе Н.Нежкиной было отмечено, что среди направлений деятельности ОУ по сохранению ресурсов здоровья основных участников образовательного процесса ключевым, системообразующим стало, согласно нормативно-правовым документам федерального уровня, образовательные технологии здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности, обеспечивающие высокое качество образования. Стратегия сохранения здоровья и формирование ценностных ориентиров на здоровый стиль жизни в этом случае позволяет субъектам образовательного процесса планировать индивидуальный оздоровительный маршрут, практически реализовывать его, осуществлять повторную самодиагностику, убеждаясь в возможности эффективной саморегуляции, и приобретать таким образом здоровьеформирующую компетентность, являющуюся основой здорового образа жизни.

В докладе В.Носкина был обозначен подход к здоровью как к показателю адаптированности человека к среде, в которой он живет. Согласно концепции, предложенной Носкиным, школьная среда должна быть построена таким образом, чтобы давать возможность ребенку максимально адаптироваться к условиям обучения. В ходе выступления и дискуссии докладчик предложил подходы к организации здоровьесберегающего образования, в которых акцент с роли учителя в создании комфортных условий обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка переносится на самого школьника и его семью, которые ответственны за выполнение рекомендаций по данным саногенетического мониторинга, и успешное выполнение этих рекомендаций ведет к успешной адаптации ребенка к условиям образовательного процесса.

В прениях приняли участие эксперты в области сохранения и укрепления здоровья в образовании: главный научный сотрудник ФГУ Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии, иммунологии Росздрава, директор Научно-методического цента «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С.Выготского Рособразования, доктор медицинских наук, профессор С.Чечельницкая, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат медицинских наук, профессор Н.Смирнов, заведующая кафедрой здоровьесберегающих технологий в образовании АУ «Институт развития образования Ивановской области», кандидат медиинских наук Н.Кисилева.

В дискуссии высказали свое мнение представители системы общего образования столицы - главный специалист управления дошкольного и общего образования Департамента образования Е.Митина, директора и заместители директоров «Школ здоровья».

Участники диспута определили как наиболее целесообразную для развития единого здоровьеформирующего пространства столицы стратегию создания в первую очередь психолого-педагогических условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся и педагогов. Среди таких условий первостепенную значимость имеет профессиональная компетентность педагога - общепедагогическая, коммуникативная, понимание значимости здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности и умение интегрировать эту деятельность в базисный компонент учебного плана. Также присутствующие на диспуте признали, что информирование ребенка о состоянии его здоровья недостаточно для создания у него мотивации на здоровый образ жизни, на формирование у школьника ценностных ориентиров на здоровье. Поэтому необходима особая система работы, где главным звеном является использование особых педагогических технологий здоровьеформирующего характера.

Одним из важнейших вопросов, обсуждавшихся на диспуте, стало отсутствие единообразия в трактовке ключевых терминов и понятий из области «Образование и здоровье» в практической деятельности образовательных учреждений. Участники диспута предложили создать словарь таких понятий с учетом накопленного в системе образования опыта, научных представлений о методологии здоровьесберегающей деятельности и вариантов использования этих понятий в нормативно-правовой документации. От имени Департамента образования Е.Митина поддержала эту идею как стратегически важную для развития единого образовательного пространства столицы, содействующего сохранению и укреплению здоровья, и поручила лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПИ координировать эту работу.

Участники диспута выразили живую заинтересованность формой научного диспута и желание продолжить серию подобных диспутов на базе Московского гуманитарного педагогического института, в частности, по такой теме, как разграничение полномочий и поиск механизмов взаимодействия медицинских и педагогических работников по вопросам организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении.