С сентября 2009 года на базе нашего детского сада была создана городская экспериментальная площадка по теме «Социальная адаптация и интеграция как один из факторов обеспечения здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе реализации комплексной модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи» (руководитель - И.Новикова, доцент кафедры специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. Шолохова). Эксперимент предполагает возможность специально направленного воспитательно-образовательного воздействия, необходимого для повышения социальной адаптации и возможностей интеграции старших дошкольников с нарушением зрения с позиций целостного системного подхода образовательной, развивающей и воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье в процессе формирования ЗОЖ.

В работе с детьми используются такие новые технологии, как проектная деятельность, экспериментирование, исследовательская деятельность. В начале каждого года мы намечаем индивидуальные «маршруты» развития детей, в составлении этих планов участвуют воспитатели, психолог, социальный педагог, логопеды, воспитатели по физическому развитию и плаванию, учителя-дефектологи, медицинский персонал, корректировка планов проходит 2 раза в год.

В настоящее время в детском саду работают 10 групп, 5 - для детей с нарушением зрения. С сентября 2009 года в ДОУ работает консультативный пункт для родителей, дети которых не посещают детский сад. Коррекционные группы комплектуются из числа детей, состоящих на учете у врача-офтальмолога. В структуре предметно-развивающей среды ДОУ есть физкультурный и музыкальный залы, бассейн, столовая, кабинет экологии, изостудия, сенсорная комната, кабинет развивающих игр (леготека), зона лечебно-восстановительного лечения, кабинет массажа, мини-музеи в группах. Все помещения детского сада оформлены с учетом офтальмогигиенических и педагогических требований, оборудованы цветовыми ориентирами (метками) для ориентировки слабовидящих детей во время передвижения по детскому саду, в группах есть коррекционные уголки (для развития сенсорных способностей детей) с дополнительным освещением, на стенах и потолках расположены разнообразные офтальмотренажеры для активизации различных функций зрения (прослеживающих, фиксации, аккомодации).

Педагоги детского сада оформили коррекционный холл, который помогает развитию зрительных функций дошкольников, сенсорных способностей, преодолению гиподинамии у детей с нарушением зрения, развитию навыков ориентировки в пространстве, разработали серию игр и упражнений для занятий в коррекционном холле: «Найди фигуру и попади в нее мячом», «Прокати роликом по дорожке», «Найди правую ладошку», «Сосчитай только красные звездочки», «Пройди только по зеленым следам», «Найди клад по схеме».

На территории детского сада обустроена спортивная площадка, есть огород, множество различных посадок. Групповые площадки обустроены малыми формами, оформлены в соответствии с коррекционной направленностью работы ДОУ. Учителя-дефектологи составили серии игр и заданий, которые проводятся на прогулке: «Прокати каталку по дорожке», «Пройди по сплошной дорожке на носочках, по пунктирной - прыжками, по извилистой - на пяточках», «Найди свое место», «Кто быстрее найдет фигуру», «Назови цифры снизу вверх». Для проведения этих игр воспитатели оформили веранды (полы, стены, колонны) различными атрибутами для выполнения заданий.

Коррекционная работа в ДОУ осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции. Организационная структура детского сада обеспечивает взаимосвязь и взаимопроникновения целей, задач, средств, форм и методов единого медико-психолого-педагогического процесса. Вариативность программ и средств воздействия, адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, целостность и комплексность при подходе к лечению не только зрения, но и общего оздоровления организма ребенка создают единую и стройную модель социальной адаптации и реабилитации детей с особыми потребностями.

Осуществляя взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы, педагоги подобрали дидактические игры и упражнения, способствующие подготовке детей к аппаратному лечению («Предметы и силуэты», «Найди мою тень»), повышению остроты зрения в период плеоптического лечения («Собери цветок», «Выложи картинку»), укреплению мышечного аппарата глаза в период ортоптического лечения («Прокати шарик по дорожкам», «Составь целое», «Думай, смекай, отгадывай»), развитию глазомера у детей в период стереоскопического лечения («Ближе, дальше», «Изобрази перспективу»). В рамках осуществления непрерывной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения учителя-дефектологи и психолог стараются создать положительный эмоциональный настрой у детей в период восстановительного лечения, проводят работу по снятию побочного влияния медицинских процедур на психику ребенка путем проведения пальмингов, релаксаций, создают условия для закрепления результатов восстановительного лечения как в рамках своего кабинета, так и в коррекционно-развивающей среде групп.

Большое значение педагоги придают занятиям по социально-бытовой ориентировке детей, на которых у них формируются представления о своих зрительных возможностях, способах компенсации зрительной недостаточности, навыки предметно-практической, игровой деятельности, навыки самообслуживания. Учителя-дефектологи составили циклы занятий по знакомству детей с частями тела, их функциональным назначением и уходу за ними: «Я и мое тело», «Для чего нужны глаза?», «Мои руки и предметы вокруг», «Звуки, которые меня окружают» и др., конспекты досугов «Береги свои глаза», «Что делать, чтобы быть здоровым», «Мойдодыр спешит на помощь».

Педагогический состав ДОУ заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей, поэтому большое внимание уделяет в своей работе просветительской работе с родителями, повышению уровня их педагогической культуры, старается формировать правильное отношение родителей к особенностям зрения своего ребенка, понимание его реальных возможностей, привлекает родителей слабовидящих детей стать активными участниками игр своего ребенка с другими детьми, направлять и корригировать их поведение, способствовать успешному взаимодействию со сверстниками. В работе с родителями мы используем различные формы взаимодействия: посещение занятий, индивидуальное, подгрупповое и групповое консультирование с использованием видеопрезентаций, анкетирование, совместное изготовление дидактических игр, выставки литературы, работ детей, совместные проекты.

Учителя-дефектологи подготовили и провели консультации и семинары с родителями на темы: «Социальная адаптация слабовидящих детей в окружающей действительности», «Взаимоотношения родителей и детей с нарушением зрения - основа воспитательного воздействия», «Роль осязания и мелкой моторики в развитии слабовидящего ребенка», «Формирование правильного отношения к дефекту зрения», «Профилактика зрительных утомлений у детей», «Проблемы семейного воспитания слабовидящих детей», «Трудности обучения ориентировке в пространстве у дошкольников с нарушением зрения», «Как подготовить ребенка с нарушением зрения к школе».

Наш детский сад комбинированного вида №2403 стал лауреатом 2-го Московского городского конкурса «Детский сад года-2006» в номинации «Детский сад комбинированного вида», а также обладателем специального приза «За создание условий для социализации детей с проблемами в развитии и здоровье». Ежегодно учреждение становится лауреатом районного конкурса «Кроха». В 2007, 2008, 2009 годах коллектив детского сада становился лауреатом районных фестивалей «Мне через сердце виден мир» и «Мир будущего в твоих руках», а в 2008, 2009 годах - лауреатом фестиваля детского творчества детей с ограниченными возможностями «Надежда». В 2009 году наш детский сад стал лауреатом Всероссийской выставки «Здоровый дошкольник-2009».

О.МИЩЕНКО, заведующая детским садом комбинированного вида №2403, почетный работник общего образования РФ, эксперт Московской городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся