В лекотеке работает целая команда специалистов: психолог-консультант (обследование детей и консультации родителей), педагог-психолог (игровые занятия с детьми), психолог-информатик (занятия с использованием сенсорной доски), дефектолог, логопеды, социальные педагоги, педагог по адаптивной физической культуре, специалист по музыкально-ритмическому воспитанию, педагоги по фольклору (ведущая и аккомпаниатор), специалист по художественно-эстетическому воспитанию.

У лекотеки есть два основных направления деятельности - работа с детьми и работа с родителями.

С детьми проводятся индивидуальные занятия (построены с использованием техник обучения, оптимальных для каждого конкретного ребенка), общий массаж (проводится выпускниками Института профессионального массажа), групповые занятия (для социализации), интегрированные занятия (занятия с группой детей одновременно нескольких педагогов с целью повышения эффективности обучения детей), дистантное обучение посредством подключения веб-камер в лекотеке и дома у воспитанников (на этапе адаптации и при длительном пропуске занятий), праздничные мероприятия «Новый год», «Масленица», «Здравствуй, лето», «Осень в гости к нам пришла». Кроме того, для воспитанников лекотеки организуются выездные мероприятия для адаптации к социуму. Мы организуем посещение детского развлекательного клуба «Джунгли», где помимо удовольствия, получаемого в трехъярусном лабиринте игры в «Джунглях», развивается способность детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, тренируются координация движений, умение ориентироваться в пространстве. Мы посещаем спортивный центр «На батуте», для того чтобы дети получали ощущения положений собственного тела, чувства равновесия, координации движений, чтобы у них формировался мышечный корсет, повышалась уверенность в себе, стимулировалось желание контактировать со взрослым, приобретался положительный опыт эмоционального общения.

Наши дети принимают участие в интерактивных представлениях дрессированных собак-терапевтов в центре «Солнечный пес». Это помогает воспитанию доверительного отношения к окружающему миру, повышению самооценки, релаксации, снижению тревожности, преодолению страхов.

Мы организуем экскурсии, доступные для понимания воспитанников лекотеки, осуществляем выезды на конеферму, где проводим комплексные занятия, направленные на эмоционально-личностную реабилитацию и социализацию детей с «особыми» потребностями в условиях общения с мини-лошадьми. Эти занятия проводятся с селекционными лошадками (в среднем 70 см в холке). Это очень важно, так как при этом ребенок находится на одном уровне с животным. Например, ребенку с ДЦП, сидящему в коляске, даже не нужно поднимать голову, чтобы увидеть всю лошадь. У детей есть возможность наблюдать за лошадьми через ограду загона, в реальном времени наблюдать процесс вынашивания жеребят и особенности их поведения, принимать посильное участие в заботе о растущих жеребятах и взрослых животных. И, конечно, наши воспитанники катаются на лошадках. Начинаем мы с катания на бричке или в санях (где нет непосредственного физического контакта с животным). Катание на оседланной лошади подходит для детей, самостоятельно удерживающих спину в вертикальном положении. Катание на неоседланной лошади подходит для детей, самостоятельно не сидящих. Ребенок может прилечь на лошадку, обнимая ее руками, может лежать на животе поперек лошади. Дети, способные соблюдать инструкции, выполняют упражнения, сидя верхом на лошади. Сочетание воздействия неагрессивных, покладистых и добродушных животных, проявления заботы, терпимости и дружелюбия со стороны взрослых, а также доступности и привлекательности предлагаемых педагогами игр и заданий, несомненно, влияет на формирование в воспитанниках лекотеки доверия к миру и желания находиться в обществе.

Важно отметить, что во всех видах групповой работы лекотеки постоянно принимают участие нормативные дети нашего детского сада. Это реальное объединение детей приносит огромную пользу для всех. «Особые» дети, к сожалению, часто бывают лишены общения с обычными детьми, а играя и занимаясь совместно, глядя на своих сверстников, подражая им, становятся веселее, лучше обучаются, адаптируются к обычному обществу, повышается их самооценка. Мы стимулируем у них желание находиться в этом обществе и формируем доверие. Занимаясь в совместной группе, нормативные дети закрепляют приоритеты в духовно-нравственной сфере. Дети-дошкольники находятся в таком возрастном периоде, когда усвоенные ценности часто становятся ориентирами на всю жизнь. Общаясь с детьми с ограниченными возможностями, играя с ними, помогая им, объясняя правила игр, служа им наглядным примером, обычные дети учатся быть чуткими, терпимыми, ласковыми, уступчивыми; учатся заботиться и помогать более слабым, понимать необходимость и важность этой помощи, получать радость, жертвуя чем-то личным во благо другого человека. Кроме того, нормативные дети, сами того не подозревая, становятся активными помощниками педагогов, великолепно решая сложнейшие педагогические и социальные задачи. То, над чем взрослый может методично работать в течение длительного времени, обычный ребенок часто стимулирует просто своим примером. Такая роль рождает в детях чувство ответственности. Да и их обучение становится более эффективным, так как роль педагога побуждает ребенка быть внимательнее, стараться лучше запоминать. Такие дети становятся более послушными, у них развивается самоконтроль.

Объединение нормативных и «особых» детей оказывает положительное влияние и на их родителей. Одни радуются, что их дети имеют возможность общаться с обычными детьми, получая дополнительный стимул в развитии, другие - что их дети получают главное образование - духовно-нравственные ориентиры. Ведь ничто не может так повлиять на нравственное воспитание человека, как возможность реально проявить свои лучшие человеческие качества по отношению к близкому.

Для формирования основных психических функций и элементарных форм общественного поведения важен первоначальный опыт, связанный с периодом раннего детства. Ребенок делает свои первые шаги и получает базовый опыт социализации в своей семье. Но взрослые члены семей, имеющих ребенка с нарушениями развития, почти всегда сами нуждаются в серьезной поддержке. Рождение ребенка с нарушениями, постановка диагноза ребенку, уточнения диагноза (часто растянутые во времени), предложения медиков отказаться от ребенка в тяжелых случаях, неоднократные госпитализации, угроза жизни ребенка, трудности, связанные с оформлением инвалидности и поиском службы профессионального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, - все это провоцирует возникновение стрессовых расстройств и депрессивных состояний.

Именно поэтому колоссальная часть реабилитационной помощи оказывается родителям «особого» ребенка. Лекотека, по сути, становится следующей организацией после медицинских служб, куда попадает семья с «особым» ребенком с установленным или требующим дифференциации диагнозом психического или соматического характера.

Для родителей в лекотеке организуются:

- индивидуальные консультации психолога по вопросам развития ребенка и личным вопросам родителей. В ходе таких консультаций у родителей и выявляются личностные точки уязвимости, требующие детальной проработки;

- тематические семинары и лекции для родительских групп, например «Правила воспитания», «Раз словечко - два словечко» (логопедической направленности), «Способы эффективной коммуникации»;

- тренинги, направленные на развитие эффективной коммуникации, креативности, гибкости мышления, повышение самоценности и преодоление негативного настроя, работу с чувствами;

- вечера музыки и отдыха;

- ежегодный праздник «День родителя»;

- семейные творческие конкурсы;

- систематические занятия суставной гимнастикой;

- различные мастер-классы, например «Живопись для всех», восточные танцы и пр.;

- духовные беседы со священнослужителем Русской православной церкви.

Вот что говорят родители, чьи дети посещают лекотеку «Растем вместе»:

«...Еще недавно для многих из нас дом был замкнутым пространством, из которого некуда было идти. Теперь у нас появилась возможность самим общаться друг с другом, знакомиться с новыми людьми. Намного легче справиться с проблемой, когда ты не один. Здесь мы не одни. Здесь все в одной упряжке. Здесь всегда готовы оказать помощь и поддержку...»

«...Лекотека стала для нас частью нашей жизни. Мой ребенок делает ощутимые успехи, но, главное, он счастлив бывать здесь...»

«...Очень важно, что, приходя в эту лекотеку, я понимаю, что мои дети нужны не только мне... Хочется выразить надежду, что с расширением сети подобных учреждений наше общество оздоровится и негативное отношение к «особым» людям сменится милосердием и справедливостью».

Е.МОРИНА, Е.ДРОЖДИНА, руководители структурного подразделения «Лекотека» ЦРР - детского сада №26