В январе 2007 года начала свою работу лекотека нашего ДОУ. Целостный подход к развитию этого подразделения уже в первые полгода работы принес положительные результаты. Трое детей из лекотеки вошли в состав воспитанников второй младшей диагностической группы для детей с задержкой развития речи (ЗРР), один ребенок поступил в группу для детей с заиканием.

На время периода адаптации детей в коллективе сверстников и в новых условиях их наблюдали и сопровождали педагог-психолог лекотеки и социальный педагог. Воспитатели групп получили возможность решать проблемы воспитания и обучения новых воспитанников, а также своевременно получать консультации по индивидуальным особенностям детей, по интересующим вопросам. Работа педагога-психолога детского сада в период адаптации и в течение учебного года проводилась в сотрудничестве с психологом лекотеки, что позволило сделать переход детей в группы более плавным и дало возможность эффективно разрешать возникающие трудности и адаптировать детей.

За время работы лекотеки спектр услуг по социализации детей и социальной реабилитации семей постепенно расширялся. Уже в первые полгода возникла необходимость создавать подгруппы для проведения занятий, результатом этой работы стало знакомство и последующее общение родителей, формирование общих интересов и общение вне занятий. Следующий учебный год был посвящен разработке системы подгрупповых занятий, направленных на формирование социальной компетентности детей и родителей.

Специалисты лекотеки разработали календарный план и конспекты подгрупповых занятий социальной направленности. В процессе работы выявилась группа семей, наиболее трудно включаемых в работу, которые отличались пассивностью, снижением эмоционального фона, отсутствием потребности в общении со своим ребенком и друг с другом внутри семьи. Эффективность работы с этой категорией семей оказалась ниже ожидаемой. Для преодоления возникшего затруднения был применен метод семейной и подгрупповой театротерапии. В игровые сеансы включалась театральная деятельность. Практика показала, что такой подход значительно повышает эффективность работы. Театрализация стала стимулом и средством для активизации родителей, коррекции эмоционального фона, средством преодоления депрессивного состояния и почвой для формирования детско-родительских отношений.

Из дневника специалиста: «Большинство детей восприняли новый сказочный образ родителей, а также бабушек и дедушек с интересом. Для них явно было в новинку принять родителей не как взрослых, постоянно говорящих, что надо и не надо делать, а как партнера в игре, как равного себе. Сильно возрос телесный контакт. Дети обнимали своих родителей, брали за руку. Примерив на себя новый образ, многие родители раскрепостились в общении с ребенком. У многих наблюдалось изменение в интонации голоса, он стал более спокойным, нежным, добрым. Многие родители начали сами предлагать сказки, придумывать свои. Для проведения занятий, включающих театральную деятельность, потребовались помощь и участие музыкальных руководителей детского сада, что означало укрепление сотрудничества детского сада и лекотеки».

В настоящее время (2009-2010 учебный год) в составе групп для детей с задержкой психического развития успешно адаптированы четыре воспитанника лекотеки, специалисты структурного подразделения «Лекотека» сопровождали их семьи с 2007 года.

О.НЕБАРАКОВА, руководитель лекотеки детского сада №1259; Е.ВИГОВСКАЯ, старший воспитатель детского сада №1259