Известно, что 90% информации человек получает зрительно, а на пути к познанию мира у наших детей с самого рождения существует преграда. Вся жизнь детей в детском саду построена так, что ребенок чувствует себя уверенно. Он окружен вниманием и педагогов, и медицинского персонала. Дети даже не замечают своего недуга. А ведь это очень сложно - воспринимать мир в кривом зеркале. Но у детей есть хорошая опора - это воспитатели, медицинские работники, дефектологи и многие другие. Дети два раза в день проходят лечение на аппаратах. Для лечения оборудованы прекрасные кабинеты, медперсонал использует в работе разнообразное современное оборудование. За каждым ребенком наблюдает врач-офтальмолог. Весь медперсонал работает в тесном контакте с воспитателями и родителями.

Так как у детей с нарушенным зрением часто наблюдается ослабленное здоровье, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, в детском саду проводится комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий. Дети находятся под наблюдением врача-педиатра. Опытные медсестры проводят курс массажа, физиотерапии; инструктор по физическому воспитанию разработал комплекс лечебно-оздоровительной гимнастики для детей с патологией зрения; преподаватель ритмики разработал систему занятий «Музыка и движение». В ДОУ используются различное оборудование и тренажеры для индивидуальной работы.

Чувствовать себя уверенно в окружающем мире детям помогают воспитатели и специалисты-дефектологи - тифлопедагоги, логопеды. Каждый из них старается найти новый интересный подход в обучении детей, используя нетрадиционные методы и свои открытия. Занятия больше похожи на увлекательную игру. Хотя задачи перед детьми ставятся непростые, они легко и с удовольствием справляются с ними, не замечая сложностей. Большое внимание воспитатели уделяют развитию у детей творчества, фантазии.

Эмоции наших детей - живительная влага, источник жизненных сил, возможность выразить себя, стать духовно богаче и добрее. Неисчерпаемые возможности в воспитании чувств таит в себе искусство - живопись, театр, музыка, танец, а также знакомство с истоками русской культуры. Погружаясь в этот мир, чувствуя его красоту, дети не только с желанием рисуют, танцуют, играют в театр, но и сами становятся творцами - сочиняют сказки, стихи, песни, ставят танцы. Это помогает ребенку раскрыть свои способности, научиться общению.

Дети проявляют большой интерес к изобразительной деятельности, поэтому в детском саду работает изостудия. Вместе с заведующей детским садом Н.Лашкиной мы предложили программу по изобразительной деятельности, включающую в себя самые интересные формы работы с детьми. Интерьер детского сада оформлен детскими работами. Постоянно действует выставка детского рисунка.

Работа с детьми в изостудии органично подвела педагогов и детей к театру, в котором сами ребята создают куклы, декорации, афиши, участвуют в написании сценариев, исполняют роли.

Театр неразрывно связан с музыкой. Музыкальный руководитель М.Грибкова при участии воспитателей поставила музыкальные и кукольные спектакли.

Учитывая специфику работы с детьми с патологией зрения, преподаватель хореографии Т.Каратова разработала программу по обучению детей танцевально-ритмическим движениям. Весной в детском саду постоянно проводится «Праздник танца».

Полученные знания дети отражают в рисунках, вышивке, конструкторской деятельности. Большую помощь в этой работе оказывают мини-музеи, созданные в детском саду.

Начиная с 2004 года воспитанники детского сада №1191 принимают активное участие в ежегодном фестивале детского творчества «Надежда» для детей-инвалидов и не раз получали звание лауреата. За последние пять лет дети не раз были победителями (I-III места) в соревнованиях по хореографии; они участвовали во Всероссийских передвижных выставках детского рисунка («Война глазами детей» - 2010 год).

В 2009-2010 учебном году воспитанники детского сада заняли призовые места в городском конкурсе «Олимпийские надежды» (II место) на Кубок мэра Москвы, в окружных соревнованиях «Веселая лыжня» (I место), «Росинка» (III место).

Добиваться высоких результатов помогает то, что в детском саду работает стабильный, высокопрофессиональный, дружный коллектив педагогов-единомышленников, творческих, увлеченных своим делом людей. 16 из 32 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 13 - первую, 4 - вторую, 1 молодой специалист. Трое воспитателей носят звание «Отличник народного образования», 10 человек - «Ветеран труда». Руководит коллективом заслуженный учитель Российской Федерации Нина Лашкина.

Проводимая работа находит большой отклик в сердцах детей и родителей, которые, уходя в школу, не забывают родной детский сад, приходят, принимают участие в спектаклях и праздничных утренниках, вспоминают о нем с большим теплом и любовью.

Елена ДОРОХОВА, старший воспитатель по коррекционной работе