Нам предстоит очень серьезный и продолжительный разговор на очень знакомую каждому педагогическому работнику тему «Школьное ученическое самоуправление». Это словосочетание в постсоветский период России очень часто употребляется не только в педагогической среде, но и в средствах массовой информации, родителями, учащимися. Практически все под ним понимают форму организации некоей педагогически целесообразной деятельности, способную с общественно позитивной эффективностью повлиять на процессы, происходящие в современном российском образовании. Кроме того, с ней связывают и вполне определенную воспитательную нагрузку, особенно в области гражданского воспитания молодежи. Необходимо сказать, что для названия этой формы также используют и другие термины и словосочетания. Например, «школьное соуправление» и другие.

Определимся с понятиями. Чтобы с самого начала не создать почвы для неконструктивной полемики, необходимо определиться с тем, какое из перечисленных понятий, на наш взгляд, наиболее близко к эффективной реализации в современной российской школе.

Говоря об образовательном учреждении как составной части обозначенных выше понятий, мы имеем в виду, безусловно, российскую школу. Поэтому прежде всего необходимо обратиться к Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании». Статья 2 этого закона среди принципов политики Российского государства в области образования определяет и такие, как «демократический, государственно-общественный характер управления образованием» и «автономность образовательных учреждений». Опираясь на это общее положение, далее закон передает все полномочия по управлению школой учредителю (в современной российской традиции, как правило, органу местного самоуправления) и самой школе. Об этом говорят статья 11. «Учредитель (учредители) образовательного учреждения», статья 13 «Устав образовательного учреждения» и статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Федерального закона. Далее статья 35 четко определяет принципы управления муниципальным образовательным учреждением, каковым является школа: «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Принципы единоначалия для образовательного учреждения, введенные федеральным законодательством, уже четко указывают на то, что такая форма организации деятельности, как «соуправление», подразумевающая двойные, тройные и более начала в управлении, недопустима. Говорить исключительно об «ученическом самоуправлении» также не приходится, так как необходимо четко соблюдать сочетание принципов единоначалия, осуществляемого исключительно директором образовательного учреждения, и самоуправления, которое гораздо шире «ученического самоуправления». Другое дело, что мы можем говорить об «ученическом самоуправлении» как о воспитательной программе, но тогда надо четко понимать, что такое «самоуправление» будет четко позиционировано по отношению к общему школьному самоуправлению так же, как от него отделено преподавание различных учебных предметов и проведение воспитательных программ.

Таким образом, нормотворчество российских законодателей в области образования, безусловно, связано с принципами самоуправления. Само это понятие уже утвердилось как в профессиональной, так и общеразговорной лексике. Исходя из этого, мы считаем, что понятие «школьное ученическое самоуправление» в наибольшей степени подходит и к реализации большой программы включения молодых людей, обучающихся в образовательных учреждениях, и их родителей в процесс управления образовательным учреждением, и к ведению гражданского воспитания молодежи.

Для тех исследователей и практиков, кто считает, что понятие «самоуправление» не отвечает выстраиваемой ими концепции реализации форм организации управления образовательными учреждениями и ведению воспитательной работы в них, мы оставляем широкое поле деятельности по обоснованию своей позиции и по ее защите в представительных и законодательных органах власти разных уровней.

Итак, мы определились с основным понятием, которое будем употреблять, и теперь нам необходимо рассмотреть следующие вопросы:

что такое самоуправление вообще,

что является основой для реализации этой формы управления,

кто может быть его участниками в рамках школы

и как могут сочетаться принципы единоначалия и самоуправления.

Что такое самоуправление. Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта. Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании». Этимологически термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам себя детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

Поскольку понятие самоуправления может относиться к различным областям общественной жизни и деятельности и к организациям, например, образовательным учреждениям, то поэтому в разных языках имеются различные его обозначения. Например, в английском языке «self-government» тесно связано с локальным, местным, во французском «auto-government» является синонимом непосредственной демократии, что в русском языке есть «народовластие».

С социологической точки зрения самоуправление - это коллективное управление, участие всех членов организации, всего населения в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений.

Сам термин «самоуправление» имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление, имеет совсем непродолжительную историю. При этом мы, безусловно, говорим о том реальном самоуправлении, когда в нем свободно и на равноправной основе участвуют все члены этого сообщества. Для примера: впервые в истории России свободные равноправные выборы в ответственные перед местными сообществами представительные органы власти (именно такие выборы являются важнейшим признаком современного самоуправления) на территории целого государства состоялись менее 100 лет назад. Это произошло в феврале 1918 года, когда были сформированы волостные самоуправления, которые стали одним из итогов начавшихся в феврале 1917 года либеральных преобразований. Этот прорыв в реальном волеизъявлении широких слоев российского общества был лишь временным, в августе 1918 года специальным декретом советского правительства волостное самоуправление было ликвидировано. И все же мы можем гордиться тем, что Россия стала первооткрывателем современного муниципального самоуправления, образованного на основе равного волеизъявления и выбора всех граждан, проживающих в одном малом сообществе. Во всех остальных государствах мира этот главнейший принцип современного самоуправления стал применяться уже позже.

В современную нам эпоху Российская Федерация уже твердо встала на путь развития местного самоуправления. Закон «О местном самоуправлении», принятый 6 июля 1991 года, положил начало изменению формирования, роли и места местных органов власти в России и ввел сам принцип самоуправления для местных сообществ. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 год) закрепил самостоятельность местных сообществ, в том числе и в формировании и распоряжении местным бюджетом и муниципальным имуществом. К весне 1997 года уже во всех местных сообществах (в соответствии с положениями закона их теперь называют муниципальными образованиями, этот термин будем использовать и мы) прошли выборы в местные органы власти в соответствии с этим законом.

Для нас важным во всей этой цепочке фактов является то, что и учителя, и родители, приводящие своих детей в школу, и сами молодые люди на пороге своего выпуска находятся в очень тесных взаимоотношениях именно в рамках местных сообществ. Они настолько существенны для каждого их участника, что зачастую определяют судьбы людей на многие годы.

Становление молодого человека как гражданина Российского государства происходит всегда при очень сильном влиянии того ближайшего социального окружения, в котором он проживает в подростковый период и во время обучения в старших классах. Самое серьезное административное, правовое, материальное, политическое влияние на процессы, происходящие в этом малом сообществе, оказывают муниципальные (местные) органы власти, которые всю свою деятельность строят на принципах самоуправления. В том числе и школа является одним из основных элементов системы муниципальных учреждений.

Поэтому нужно рассмотреть, на каких принципах строится самоуправление в современной России и как эта система определяет участие членов малого сообщества в своем развитии.

Принципы самоуправления. Совместное проживание людей на небольшой территории влечет за собой возникновение проблем, связанных с регулированием различных групп интересов жителей. К таким группам интересов мы можем отнести:

1) создание и поддержание инфраструктуры, обеспечивающей комфортное проживание,

2) создание условий для обеспечения жителей продуктами питания,

3) благоустройство населенного места,

4) обеспечение условий для получения необходимого и гарантированного государством образования (статья 5 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании»),

5) оказание населению своевременной медицинской помощи и проведение профилактических мероприятий в области охраны здоровья,

6) создание и поддержание условий, обеспечивающих жителям трудоустройство,

7) согласование интересов различных собственников и сообщества жителей в целом с тем, чтобы условия жизни населения не ухудшались и еще многие другие.

Для регулирования процессов, происходящих на территории проживания малого сообщества, для согласования интересов различных групп населения в этих сообществах и для решения еще большего круга задач необходим специальный институт власти - местная власть, облаченная всеми ее атрибутами: компетенцией, правами, обязанностями, самостоятельным бюджетом и имуществом.

Мы уже говорили, что в ходе исторической эволюции такого социального института, как государство, сформировалась та форма управления в малых сообществах, которая удовлетворяет на настоящий исторический момент всех представителей общественных отношений. Это самоуправление. Необходимо заметить, что эта форма управления определилась только для малых сообществ, объединенных определенными условиями своего сосуществования.

Общепринятым для мирового сообщества является определение, данное в европейской Хартии местного самоуправления (статья 3): «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Аналогичные формулировки приводятся в статье 130 Конституции Российской Федерации и в статье 2 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данное определение выделяет 3 составные части любого самоуправления:

1) Юридическую: право сообщества самому и под свою ответственность решать свои внутренние (местные) вопросы.

2) Экономическую: возможность строить свою жизнь для собственного блага и за свой счет, то есть наличие финансов и имущества, достаточных для удовлетворения коллективных требований.

3) Властную: создание собственных органов власти и управления, уполномоченных сообществом осуществлять компетенцию, доверенную законами страны этому сообществу.

Таким образом, самоуправление является властью особого рода, публичной властью и властью местного сообщества, действующей по уполномочию центральных властных органов и на основе доверия членов этого сообщества. Обозначенные составные части самоуправления позволяют определить те существенные признаки, которые и формируют понятие самоуправления. К таковым признакам можно отнести:

Централизованно устанавливаемые ограничения, представленные 2 группами: границы (территориальные, структурные), очерчивающие «территорию», на которой действует самоуправление, и нормативные ограничения, обуславливающие принципы и порядок деятельности самоуправления.

Наличие собственной компетенции, то есть собственного круга дел, не совпадающего с компетенцией центральных властных органов и связанных, как правило, с организацией местной жизни сообщества. Сделаем здесь существенное замечание. Если центральный властный орган хочет переложить на самоуправление часть своих компетенций, то он обязан выделить материальную компенсацию за переложение собственных функций.

Хозяйственная самостоятельность в решении местных вопросов. Она предполагает наличие самостоятельных источников средств для решения местных проблем, отнесенных к компетенции самоуправления.

Ответственность перед сообществом, когда формирование органов самоуправления, их персонального состава, структуры власти и управления, регламентов представительных и исполнительных ветвей власти и главы самоуправления производится самим местным сообществом, а не центральными органами.

Перечисленные основные признаки не подразумевают, что все самоуправления будут действовать по унифицированной схеме. Возможны и даже необходимы индивидуальные особенности конкретных самоуправлений, которые учитывали бы местную специфику.

Предпосылки к школьному самоуправлению. Итак, мы достаточно подробно разобрали понятие самоуправления. Самым важным для каждого из нас, граждан и жителей Российской Федерации, является то, что эта форма управления на уровне местного сообщества уже реализуется. Мы можем предъявить и претензии к составляющим местное самоуправление органам, но в большинстве территорий России эта система уже установилась и выполняет необходимые ей функции. Собственную оценку деятельности своего местного самоуправления каждый из нас может дать, когда придет на выборы.

Теперь переходим к главному для нас вопросу: как наиболее эффективно реализовать обозначенное законодательством самоуправление в образовательном учреждении? Но прежде мы должны для себя четко понять, есть ли реальные предпосылки к тому, чтобы именно в школе самоуправление в своем завершенном виде было осуществлено. Другими словами: приживется ли идеальная модель самоуправления сегодня?

Теоретически обосновать возможность введения его достаточно просто. Для этого необходимо составные части и признаки самоуправления соотнести с реальной практикой работы, например, общеобразовательных учреждений. Начнем с того, как составные части понятия самоуправления соотносятся с составными частями деятельности образовательного учреждения. Для этого обратимся к Закону «Об образовании».

Статья 2 закона, прямо указывающая на автономность образовательного учреждения, создает все предпосылки к введению самоуправления. Согласно статье 12 образовательное учреждение наделено правом юридического лица. В главе IV закона очень ясно и точно определяется экономическая составляющая деятельности образовательного учреждения. Данные экономические права очень широки и базируются на реально гарантированных имущественных и финансовых правах собственности. Закон «Об образовании» определяет и порядок управления образовательным учреждением с установлением компетенций участников этого управления. Все эти положения находят свое особое закрепление с статье 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», а статья 35 однозначно определяет самоуправление как один из принципов управления образовательным учреждением.

Таким образом, российское законодательство прямо указывает на то, что и местное самоуправление, и образовательное учреждение строят свою деятельность на единых основаниях. Обратимся к более частным основаниям для введения школьного самоуправления в образовательных учреждениях - признакам. Именно они раскроют нам внутренние механизмы, через которые самоуправление сможет гармонично вписаться в деятельность образовательного учреждения.

Централизованно устанавливаемые ограничения. За каждым образовательным учреждением закрепляются и находятся в его оперативном управлении объекты права собственности: земля, здания, сооружения, имущество, оборудование и т.п. (статья 39 Закона «Об образовании»). Они и очерчивают «границы» возможного школьного самоуправления. Кроме того, нахождение школы на территории муниципального образования, как правило, определяет то социальное окружение, с которым ученическое самоуправление будет находиться в тесной взаимосвязи. Это определяет и «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», в котором указывается, что «учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня» (п.47). Это же социальное окружение в большой степени определяет качественный и количественный состав самого школьного самоуправления.

Также мы отмечаем и то, что законодательство точно указывает, что управление школой основывается на принципах единоначалия и самоуправления (статья 35). При этом той же статьей компетенция руководителя образовательного учреждения (для общеобразовательного учреждения - директора) закрепляется как «непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением». Эта компетенция распространяется и на принятие решений совместно с Советом образовательного учреждения в части введения особых форм школьного самоуправления и о наделении такого школьного самоуправления компетенцией, что может найти закрепление в уставе образовательного учреждения или локальных актах.

Наличие собственной компетенции. Это принципиальное положение, без которого может состояться любая другая деятельность, но называть ее самоуправлением будет невозможно.

Разделение компетенций между руководителем образовательного учреждения и школьным самоуправлением должно быть направлено прежде всего на создание условий для улучшения основного процесса, происходящего на «территории» самоуправления. А таковым является исключительно образовательный процесс. При этом реальное улучшение будет тогда, когда не только повысятся качественные оценочные показатели обучения (этого можно временно добиться и административными мерами), но в первую очередь будет создана вполне комфортная среда для участников этого образовательного процесса, которая будет гарантировать длительную по времени эффективность образования в данном учреждении.

Именно деятельность, ориентированная на учет интересов всех участников образовательного процесса, должна стать приоритетной для школьного самоуправления. Известно, что таких интересов достаточно много. Их предстоит сначала выявить, сгруппировать, определить группы их носителей и понять, насколько они многочисленны, принять решение о том, стоит ли учитывать эти интересы, и если да, то насколько. В итоге этой аналитической работы должна определиться та общая компетенция, которой будет наделено школьное самоуправление, а также сформироваться структура этой компетенции, то есть обозначены те управляющие, представительные и исполнительные органы, которые и будут входить в школьное самоуправление. Затем, привлекая к работе по созданию системы школьного самоуправления наиболее активных выразителей конкретных интересов, приступить к разработке программ, которые смогли бы их в той или иной степени удовлетворить и в итоге сформировать целостную программу школьного самоуправления.

Вывод из всего вышесказанного можно сделать вполне определенный: нельзя строить школьное самоуправление, не представляя ни то, на достижение какой цели оно будет направлено, ни степень его компетенции, а также, будет ли обозначенная цель соотноситься с интересами тех, кто будет охвачен этой системой организации деятельности в образовательном учреждении.

Хозяйственная самостоятельность. Еще раз повторимся, что российское законодательство в общем предоставляет достаточно широкую экономическую и хозяйственную самостоятельность образовательным учреждениям, вне зависимости от того, к какому типу эти образовательные учреждения относятся: дошкольным; общеобразовательным (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждениям начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждениям дополнительного образования взрослых; специальным (коррекционным) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждениям дополнительного образования; учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждениям дополнительного образования детей или другим учреждениям, осуществляющим образовательный процесс.

И учредители, и руководитель образовательного учреждения вполне вправе (законодательство никак не регламентирует это) наделить школьное самоуправление достаточной компетенцией в осуществлении предоставленных образовательному учреждению экономических и хозяйственных прав. Была бы на то их добрая воля.

Ответственность перед сообществом. Вот на этом существенном признаке самоуправления следует остановиться более подробно. Все дело в том, что обозначенные в Законе «Об образовании» формы самоуправления образовательным учреждением, такие, как совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание и педагогический совет, по сути своей таковыми не являются. При их формировании не соблюдается именно принцип «Ответственности перед сообществом», то есть эти органы, участвующие в управлении образовательным учреждением, формируются или централизованно, или по самому факту участия их членов в образовательном процессе. Получилось это так потому, что основные положения Закона «Об образовании» формулировались в период, когда сами принципы самоуправления в России еще находились в стадии понимания российским обществом и еще не были научно и нормативно закреплены.

Все перечисленные органы выполняют свою значительную функцию в принятии решений и управлении образовательным процессом, тем не менее далеко не все их решения смогут быть доведены до получения конкретного эффекта, так как кроме управляющих и принимающих решения органов необходимо еще и наличие исполнительных органов. Сформировать такие органы и наделить дополнительной нагрузкой педагогических или технических работников может быть проблематично, так как это будет требовать обязательных финансовых, материальных и временных затрат, что может повлечь за собой снижение эффективности образовательного процесса. Выход же может быть найден при введении в образовательном учреждении действительного самоуправления, которое в своей структуре имеет эти три составляющих организации управления.

Если в общеобразовательном учреждении принимается решение о введении школьного самоуправления, то самое серьезное внимание следует уделить тому, как это самоуправление будет формироваться. Привлечение к этому процессу всех участников образовательного процесса (педагогический коллектив, обучающиеся и их родители) не только отвечает принципам самоуправления, но и закреплено законодательно (статьи 50, 52, 55 Закона «Об образовании»). Отметим, что для обучающихся участие в самоуправлении, прежде всего в ученическом, должно быть регламентировано положением устава общеобразовательного учреждения.

Как видим, все указывает на то, что общеобразовательное учреждение в точном соответствии с законодательством и нормами, принятыми в Российской Федерации, может осуществлять свою деятельность на принципах самоуправления.

Будет ли в вашей школе ученическое самоуправление? Мы сразу говорим: «На этот проблемный вопрос ответить можете только вы». Мы же попытаемся обозначить тот круг других вопросов, на которые вам необходимо ответить прежде, чем вы твердо сможете сказать: «Да (нет), в нашей школе (гимназии, лицее, интернате) ученическое самоуправление обязательно будет (не будет)!»

Начнем мы с самого главного. А именно, стоите ли лично вы и другие ваши коллеги перед выбором: вводить ученическое самоуправление или не вводить?

Если вы твердо отвечаете: «Да! Школьному ученическому самоуправлению быть!», то прочитайте то, что написано ниже, чтобы, может быть, еще больше утвердиться в своем выборе. Если вы строго говорите: «Нет! Школьное ученическое самоуправление - это не то, что сейчас в первую очередь необходимо школе», - то познакомьтесь с нашими аргументами в пользу выбора за введение самоуправления.

Итак...

Сделает ли российский учитель выбор в пользу самоуправления?

За последние пятнадцать лет кадровый состав российской школы не сильно изменился. Большинство школьных педагогических работников имеют большой стаж профессиональной деятельности и обладают значительным педагогическим опытом. Они работали в школе и в советское время, продолжают работать в ней и сейчас.

За это время в школьном образовании произошли видимые перемены: появились новые учредители образовательных учреждений, изменились принципы финансирования образования, стали многовариантными формы появления руководителей у образовательных учреждений, произошли изменения в оплате труда педагогических работников, серьезно было пересмотрено содержание некоторых образовательных областей, преподаваемых в образовательных учреждениях. Случились и другие перемены.

Но в абсолютном большинстве самих российских школ заметных перемен не произошло. Разве что школьники не носят больше единую школьную форму, давно не проводился капитальный ремонт (текущий происходит не каждый год), подлежат списанию большинство ученических столов и стульев, как и средства технического обеспечения урока, не хватает химических реактивов и оборудования, стало меньше наглядных средств обучения, в коридорах и рекреациях предметы интерьера потускнели или исчезли вообще. Но появились современные компьютеры, в том числе и в кабинетах информатики, а иногда в школе действует целая локальная сеть, а в некоторых кабинетах стоят не только компьютеры, но и цифровые видеопроекторы. Не произошли перемены и в формах обучения, сохраняется все та же классно-урочная форма.

Нет, все-таки одна существенная перемена произошла. Школьники (обучающиеся) больше не ходят в школу, нося октябрятский значок, пионерский галстук или комсомольский значок. Былые организации фактически прекратили свое существование. Теперь нет ежемесячных сборов отряда или классных комсомольских собраний, нет сборов дружины с выносом знамени и школьных комсомольских собраний, где старшеклассники могли высказаться по поводу того, почему некоторые комсомольцы не проявляют необходимой активности. Воспитательная работа в школе стала все более тихой, а зачастую и незаметной. Иногда соберется группа ребят с организатором, готовясь к межшкольному смотру или конкурсу.

Если в вашей школе (лицее, гимназии, интернате) картина совсем другая, то, видимо, вы работаете в том образовательном учреждении, где учредителями не являются органы местного самоуправления или директор вашей школы очень активный человек и находит спонсоров, дарителей, попечителей и других добрых людей, готовых вложить в образование подрастающего поколения определенные средства.

Очень многое сегодня легло на плечи учителя из того, чему он не должен уделять первостепенного внимания и что, как правило, не упоминается в его должностной инструкции. Например, уборка классной комнаты и чистота ученических столов и стульев, наличие занавесок на окнах класса, которые необходимы не столько для красоты, а в большей степени для защиты от солнечных лучей, сохранность учебников и учебной литературы, которая бесплатно выдается обучающимся, организация коллектива класса в соответствии с графиком на дежурство по школе и многое, многое прочее. Для того чтобы все это осуществилось и было действительно эффективно и полезно для школы, учитель должен обладать недюжинными организаторскими способностями.

А теперь спросим себя: «Те надбавки, которые имеет учитель за классное руководство или ведение кабинета, реально соответствуют тому объему организационной работы, которую он выполняет?» Кто-то скажет, что вполне, и приведет примеры нерадивого отношения работника школы к своему делу. Но в отношении работы абсолютного большинства педагогов школы «положа руку на сердце» скажем себе честно: «Российский учитель получает недопустимо малую заработную плату за свой труд, к которому предъявляются очень высокие интеллектуальные и организаторские требования!» К сожалению, приходится признать, что заметных изменений в размерах оплаты труда большинства работников образования в ближайшие годы и даже десятилетия не произойдет. К этому просто нет достаточных экономических предпосылок в нашей стране.

Но какой бы ни была экономическая ситуация в России, труд учителя будет востребован обществом. Ведь кроме учителя дать молодежи гарантированное Российским государством общее образование больше некому. Ситуация сложилась именно так, а никак иначе. А раз так, то перед российским учителем реально стоит проблема выбора. Осмелимся утверждать, что сформулировать эту проблему можно следующей фразой: «Оставить ли мое (учителя) положение в школе таким, какое оно есть сейчас, или найти такие подходы к организации моего труда, которые помогли бы сделать его приносящим как можно большее удовлетворение и повышающим мой статус в обществе?» Мы сами, и уверены, что большинство учителей, сделают свой выбор в пользу второго положения этой дилеммы.

Тем не менее система российского образования входит в период серьезных перемен. Общее реформирование будет долгим, но первые реформы, безусловно, затронут экономику образования, так как она должна стать частью общей экономической стратегии государства. Основы реформирования, как это явствует из предложенных на общественное рассмотрение концепций, базируются на развитии конкурентоспособности в сфере оказания образовательных услуг. Это еще один существенный фактор, который настоятельно подводит каждого педагогического работника к проблеме выбора.

Российское государство все больше и больше рассматривает образование не как одну из составляющих общегосударственной деятельности, а как сферу оказания социальных услуг, которые производятся и потребляются в первую очередь в местном сообществе. Поэтому, беря на себя регулирование общих и федеральных вопросов образовательной политики, государство передает субъектам Российской Федерации и местному самоуправлению большую часть полномочий по управлению образованием и реализации прав граждан на получение образования. Поэтому каким в местном сообществе будет спрос на образовательную услугу, таким и будет место учителя в этом сообществе.

Кроме оказания качественных услуг в части обучения, где от учителя требуется прежде всего высокий уровень подготовки в содержании преподаваемой им образовательной области и методике преподавания, местное сообщество реально ожидает и качественной организации учебного процесса, и серьезной поддержки в воспитании подрастающего поколения. Все эти общественные запросы напрямую связаны с самим понятием образования (преамбула Закона «Об образовании»).

Исходя из этого, у самого учителя должна возникать потребность в активном включении в процессы управления образовательным учреждением и ведении работы, направленной на оказание воспитывающего воздействия на обучающихся в этом образовательном учреждении молодых людей. Конечно же, школьный директорский корпус, непосредственно ответственный за управление образовательными учреждениями в местном сообществе, должен быть ориентирован на прогнозирование запросов населения в области образования с тем, чтобы принять решения, позволяющие школе подготовиться и своевременно предложить местному сообществу те услуги, которые оно ожидает получить. В дальнейшем, когда такой подход к взаимодействию школы и местного сообщества получит свое закрепление, образовательные учреждения уже смогут вести политику в части формирования общественных запросов.

По нашему мнению, найти четкие критерии для установления партнерства школы и местного сообщества можно при внедрении в практику управления образовательным учреждением и ведения воспитательной работы принципов самоуправления. Тогда многие интересы малого сообщества станут интересами школы, а интересы образования станут реально приоритетными для местного самоуправления.

Если российские учителя и педагогические работники разделяют такое представление о складывающихся социальных отношениях в России, выбор в пользу школьного ученического самоуправления может быть очевидным.

Новое дело не всегда является давно забытым старым. Школьное самоуправление можно отнести к деятельности такого рола. «Почему?» - спросите вы. Потому что история школьного самоуправления может быть составлена всего лишь из небольшого числа примеров, когда делались попытки отработать некоторые принципы самоуправления в практике работы образовательных учреждений и общественных объединений.

Историю самоуправления мы рассмотрим в следующем материале.

Уважаемые читатели, напоминаем вам, что вы можете стать слушателями заочных курсов «Технология ученического самоуправления», проводимых Межрегиональной общественной организацией детей и молодежи «Новая цивилизация», кафедрой социально-политического образования и права АПК и ПРО МО РФ и редакцией «Граждановедения» (приложение к «Учительской газете») в течение 2003/2004 учебного года.

Ждем ваши заявки и анкеты. Официальное Положение о заочных курсах опубликовано в «Граждановедении» № 16.

Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук,

Николай АКАТОВ, директор региональных программ МООдиМ «Новая цивилизация»