Выбрав нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из приоритетных направлений деятельности, коллектив нашего детского сада определил для себя основные компоненты содержания работы по данной проблеме: воспитание любви к своей семье; ознакомление с детским садом и ближайшим к нему окружением; экологическое воспитание, краеведческая работа с детьми; приобщение детей к истокам русской народной культуры; формирование элементарных представлений об истории и культуре России; ознакомление с государственными символами нашей страны, с Российской армией.

Неотъемлемая часть нравственно-патриотического воспитания - процесс ознакомления дошкольников с историей родного города, его историческими, культурными, художественными ценностями. Эта работа нашла свое отражение в теме «Мы - юные москвичи». Инновационный характер этой работы заключается в разработке тем: «Москва - столица государства Российского», «Москва музейная», «Москва историческая», «Москва спортивная», «Москва праздничная».

Педагоги нашего дошкольного учреждения разработали циклы занятий по этим темам, и с годами они расширялись. Сегодня дошкольники с интересом совершают видеопутешествия по столице, строят из конструкторов современную Москву, отправляются на «машине времени» в старую Москву.

В 2007 году в нашем дошкольном учреждении обобщен опыт работы воспитателя Натальи Воскресенской по теме «Развитие изобразительных навыков у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом». Наталья Владимировна разработала и провела комплекс интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с историей родного города «Древняя столица», «Современная Москва», «Москва театральная», «Храмы родного города», «У Вечного огня». Знания, представления и любовь к родному городу дети отразили в своих рисунках.

Следующим шагом нашей работы стала разработка и апробация мероприятий по ознакомлению дошкольников с районом Вешняки, его достопримечательностями, историческими святынями и ценностями, а также с объектами социального назначения в процессе экскурсий, целевых прогулок, наблюдений, бесед. В детском саду осуществляется работа по разработке дидактической последовательности ознакомления дошкольников с социумом ближайшего окружения, которая успешно внедряется в практику. Дети дошкольного возраста с интересом, любопытством путешествуют по улицам района, в котором живут, рассказывают друг другу о знакомых зданиях, их назначении, делятся впечатлениями об их посещении. Поэтому целевые прогулки проводятся систематически с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Традиционными стали экскурсии к светофору на улицах Вешняковской, Молдагуловой, в аптеку, на почту, к городской клинической больнице №15, в детскую библиотеку №70 им. А.С.Неверова. Но, пожалуй, самые запоминающиеся и долгожданные для дошкольников посещения музея под открытым небом «Усадьба Кусково». Дети не только знакомятся с историей усадьбы, но и любуются парковой архитектурой, путешествуют по аллеям. Родовое имение графов Шереметевых привлекает своей первозданностью, красотой и осязаемостью исторического прошлого. Дети без устали осматривают здания, как будто сами часть той исторической эпохи. Такие походы наполняют детские души особыми чувствами гордости и патриотизма. Увиденные детьми архитектурные сооружения XVIII века остаются в их памяти надолго, недаром они так хорошо по памяти воспроизводят их на бумаге.

За последние три года ознакомление с музеем «Усадьба Кусково» приобрело новые формы. Так, на занятиях воспитатели часто используют видеоминутки - показывают фрагменты видеосъемки для воссоздания в памяти детей наиболее понравившихся эпизодов экскурсии. Интегрированные занятия позволяют в процессе таких занятиях объединить материальное и духовное в детском мироощущении. Решение кроссвордов, задания с использованием лабиринтов и схем микрорайона, отражающих движение по маршруту экскурсии, развивают в детях интерес, память, речь, познавательную активность, интерес к глубокому и детальному изучению наследия наших предков.

Воспитание гражданской позиции у ребенка невозможно без знакомства с защитниками, историческими моментами в становлении и развитии страны. В разделе «Слава армии родной...» в детском саду уже стали традиционными праздники, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы, занятия, их предваряющие.

Частые гости на наших досугах и праздниках, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы, - дедушки и прадедушки наших воспитанников - ветераны Великой Отечественной войны - Э.Мурашко, сотрудники нашего детского сада - дети военных лет (Р.Гуляева, А.Гуляев), которые делятся своими воспоминаниями о войне, послевоенных годах, рассказывают дошкольникам о трудностях жизни после войны.

Видя такую плодотворную работу педагогического коллектива, родители не могли остаться в стороне. Ведь недаром наше дошкольное учреждение жители района Вешняки называют «Солнышко». В этом году в группе №7 к Дню единства и согласия воспитатель В.Орехова и мама Паши Чернышова Светлана Эдуардовна провели занятие - исторический экскурс. Светлана Эдуардовна познакомила детей с героическими событиями, происшедшими 4 ноября четыре столетия назад.

Ирина ОНОХОВА, старший воспитатель