Сейчас уже с трудом вспоминается, каким сложным был первый год, ведь воодушевляющие результаты проведенной работы и новые перспективы не оставляют времени даже для мысленного возврата назад. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями сложна. Конечно, специалистам трудно сразу найти эффективный метод взаимодействия и с ребенком, и с его родителями. Таким семьям нужна квалифицированная помощь и поддержка. В роли такой помощи на первом этапе выступаем мы, сотрудники лекотеки, а наша опора и поддержка - всевозможные социальные связи, которые мы выстраиваем в своем микрорайоне. Это досуговые центры - юношеская библиотека №158, Центр реабилитационной и досуговой работы с детьми-инвалидами в районе Бирюлево Восточное, государственный выставочный зал-музей «Наследие», ДК «Загорье».

В этом году нам предложили вступить в Ресурсный центр «Я и мир», и мы с радостью приняли это предложение. Ведь взаимодействие с центром, объединившим единой темой множество детских садов с интереснейшим опытом работы, - это в первую очередь повышение нашего профессионализма и эффективности работы в целом. Это тот ценный опыт, который каждый участник центра вносит в копилку развития и социализации наших детей. Все самые передовые и интересные способы взаимодействия, которые приносят результат и разрабатываются не только теоретически, но и проходят апробацию в реальных условиях.

Мы неоднократно были в детском саду №26 и, несомненно, рады оказаться в Ресурсном центре «Я и мир», ждем от нашего сотрудничества много интересных проектов, совместной деятельности и новых открытий. Но позвольте и нам представиться, ознакомить вас со своей работой, маленькими радостями, проблемами и победами.

В нашей лекотеке трудятся 6 сотрудников, это:

- руководитель «Лекотеки» Анастасия Силаева;

- педагог-психолог Екатерина Старостина;

- учитель-логопед Наталья Алиева;

- учитель-дефектолог Татьяна Мурашкина;

- социальный педагог Татьяна Кочнева;

- младший воспитатель Надежда Шишкова.

Коллектив у нас молодой, причем во всех смыслах. Средний возраст сотрудников не превышает 35 лет, при этом два педагога имеют 1-ю квалификационную категорию, что свидетельствует не только о компетентности и уровне профессионализма, но и о преданности своему делу и стремлении к новым высотам. Также необходимо заметить, что педагогический состав лекотеки сложился совсем недавно, буквально в ноябре-декабре 2009 года. Обновление коллектива всегда нечто непредсказуемое, но нам повезло, все оказались творческими людьми, оптимистически настроенными, настроенными на взаимное сотрудничество, легко обучаемыми. Общее дело и направленность на результат с первых дней объединили новых сотрудников, и уже сейчас (спустя 2 месяца совместной работы) можно смело сказать, что мы одна команда.

Конечно, нельзя не упомянуть о наших детях и их родителях. Всего у нас 12 ребятишек в возрасте от 3 до 6 лет 6 месяцев. Основной особенностью работы с ними стал тот факт, что все дети имеют различные трудности развития, разные диагнозы. Нет преобладающего контингента, а значит, к каждому нужен свой подход - индивидуальный, непохожий на другие. У нас есть дети с ДЦП, РДА атипичной формы, с синдромом Ретта, с умственной отсталостью в сочетании с СДВГ, с врожденной бронхиальной астмой и приобретенным сахарным диабетом по инсулинозависимому типу. Семьи в большинстве своем у ребят полные, многодетных семей немного, но почти у каждого нашего воспитанника есть брат или сестра, что также позитивный в плане развития фактор.

Но, к сожалению, проблем в работе с семьей гораздо больше, чем нам этого хотелось бы. Основными проблемами стали плохая посещаемость как лекотеки, так и совместно проводимых мероприятий и плохая контактность родителей. Родители в большинстве своем инертны и недоверчивы. Прежде чем убедить их в необходимости того или иного нового вида работы с детьми или с семьей, приходится изрядно потрудиться всем специалистам. Очевидно, что деформация личности наблюдается практически у всех родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями. Эта проблема коснулась и наших родителей, поэтому мы продумали и спланировали в ближайшее время открытие «Родительского клуба», где они смогли бы отвлечься от своих ежедневных забот, волнений и тревог и посвятить себе и своим любимым занятиям хотя бы несколько часов в месяц.

В этом году для всех специалистов лекотеки была поставлена задача по продолжению формирования игровой развивающей среды лекотеки для создания оптимальных условий развития, коррекции и социализации детей, имеющих нарушения развития, а также оказанию всесторонней психолого-педагогической помощи родителям и обучению их способам игрового взаимодействия с детьми как средства оптимизации детско-родительских взаимоотношений. Каждый специалист достигает решения поставленных задач своими способами и методами, но есть у нас и особый вид работ - интегрированные игровые занятия, которые проводят два специалиста, например педагог-психолог и дефектолог. На таких занятиях присутствует группа детей, подобранных в соответствии с индивидуальными особенностями и комплиментарностью черт характера. Более активные дети занимаются в группе с социально пассивными детьми, в ходе занятия у вторых нарабатываются коммуникативные навыки, появляются уверенность в себе и стремление к развитию.

Раз в две недели проводится еще один вид работы с группой детей и их родителей - игровые занятия, в которых также задействованы 2 специалиста (социальный педагог и педагог-психолог). Первые 10-15 минут специалисты закрепляют пройденные темы, играют, а все оставшееся время предоставляется для игры родителей вместе с детьми. Таким образом, мы можем наблюдать за взаимодействием мам со своими детьми, между собой. Как показала практика, вначале родители неохотно принимают участие в таком виде работы, хотя все предоставляемые игрушки довольно интересные не только детям, но и взрослым. На этих занятиях социальный педагог и педагог-психолог пытаются провоцировать родителей на активное взаимодействие с детьми, включают их в процесс игрового взаимодействия, учат их погружаться в мир фантазий ребенка, помогать ему в построении сюжета. Поэтому эти занятия дают нам не только информацию об уровне взаимодействия родителя с ребенком, но и обогащают самих родителей новыми знаниями о способах игры, о мечтах своего ребенка и о его предпочтениях, способности взаимодействовать с другими детьми.

В декабре прошлого года мы стали налаживать связи с местными досуговыми учреждениями - юношеской библиотекой №158, сотрудники которой охотно приглашают нас на свои праздники, предоставляют помещение для проведения мероприятий и, конечно, прививают любовь к чтению; Центром реабилитационной и досуговой работы с детьми-инвалидами в районе Бирюлево Восточное, с государственным Выставочным залом-музеем «Наследие», куда мы ходим на выставки различных современных художников и кукольных мастеров; ДК «Загорье», предоставившее нам бесплатное посещение детских кукольных спектаклей и спектаклей «Театра на окраине». Можно сказать, что мы сами узнали свой район с другой стороны. Детям очень нравится путешествовать по знакомым улицам и открывать их маленькие, до сих пор неизведанные тайны, причем за ручку с мамой. Многие, если не сказать, что все, дети раньше не были ни в музее, ни в театре. Таким образом, мы не только расширяем их кругозор, но и обогащаем поведенческие модели, показывая, как нужно вести себя на выставке, что такое «говорить шепотом».

Подводя итоги, скажу, что мы в своей работе не используем сложных техник, а стараемся учить простым вещам: созерцать этот мир, познавать его путем ощупывания и разглядывания, понимать себя и других. Это вызывает не потребительский, а очень внимательный и особый интерес к окружающему миру. Мир и люди воспринимаются не как преграда к жизни с чувством радости, собственного достоинства и счастья, а как общий дом, как важный и бесценный ресурс всего того, что необходимо для человека.

Т.КОЧНЕВА, социальный педагог детского сада №1477