Подчеркивая значение эмоциональных факторов в развитии ребенка, Л. Выготский писал: «Жизненный путь личности - это история ее переживаний». Эмоциональный опыт современного ребенка (опыт его переживаний) может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные данные убедительно показывают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта становятся доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной саморегуляции растущей личности. Напротив, преимущественно негативный эмоциональный опыт приводит к развитию недоверия к миру, отчуждению и нередко провоцирует агрессивные проявления, что обуславливает неадекватное социальное поведение.

Задачи дошкольного учреждения состоят в том, чтобы, учитывая эмоциональный багаж каждого ребенка, дать правильное направление эмоциональному развитию воспитанников, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Решить эту задачу можно только в том случае, если использовать в работе с дошкольниками эмоционально благоприятные формы получения социального опыта.

Прежде чем говорить о формах, надо обратить внимание на то, что особенность социально-эмоционального развития состоит в том, что его нельзя ограничить каким-то определенным временем или местом в образовательном процессе. Эмоциональный опыт приобретается ребенком постоянно. Учитывая это, нужно позаботиться о том, чтобы вся атмосфера жизни в детском саду, общение детей друг с другом, получаемые впечатления неуклонно способствовали накоплению ценных для развития личности переживаний. Вместе с тем педагогическая технология социально-эмоционального развития дошкольника предусматривает целенаправленное накопление положительного субъективного опыта каждым ребенком через участие в специально запланированных и организованных педагогами мероприятиях.

В работе ЦРР - детского сада №867 просматриваются те же направления, что и в ДОУ №26: «Я и природа - крепкое здоровье», «Я и моя семья - родные люди», «Я и мои сверстники - добрые друзья», «Я и мое Отечество - великая сила». В направлении «Я и природа - крепкое здоровье» для нас давно стали традиционными занятия по экологии, экспериментирование, которые ведет педагог дополнительного образования, экологические праздники, посвященные Дню Земли, Дню космонавтики, участие детей в благоустройстве территории. Направление «Я и моя семья - родные люди» отражено у нас в цикле занятий по социальному развитию «Я и моя семья. Моя родословная», который ведет социальный педагог, в создании старшими детьми совместно с родителями альбомов «Я - семейный летописец», в участии детей и родителей в проекте «Генеалогическое древо моей семьи», в создании мини-музея ДОУ. Особенно значимо для социализации детей направление «Я и мои сверстники - добрые друзья», у нас это и спортивные праздники, где, как правило, побеждает прежде всего дружба, и КВН, и викторины, и участие в конкурсе «Знай-ка», и проект «Мои сверстники в других странах мира». И, конечно же, нельзя обойти в работе с детьми самое важное в жизни каждого гражданина направление «Я и мое Отечество - великая сила». Уже много лет усилиями педагогов, родителей и детей создается музей русского быта, экспонаты которого имеют прежде всего духовную ценность, так как принадлежали когда-то нашим предкам, но есть экспонаты, созданные руками детей и родителей, например предметы мужской и женской русской одежды, традиционными стали выездные экскурсии детей в музеи Москвы, организованные как детским садом, так и предпринятые самими родителями, также музейные занятия с экскурсоводами Государственного исторического музея и Государственного музея Востока непосредственно на территории ДОУ.

Главный девиз таких мероприятий - «Понимать, сопереживать, действовать».

Л.ОЛЕНЕВА, старший воспитатель ЦРР - детского сада №867