В нашем дошкольном учреждении уже несколько лет ведется работа по апробации и внедрению в практику авторской программы А.Шатовой «Дошкольник и... экономика». Работая над этой программой, мы пришли к выводу, что дошкольники способны осознать экономические понятия, если они соотносятся с их личным опытом.

Труд, будучи главным экономическим понятием, прочно вошел в содержание воспитательной работы нашего детского сада: в детском саду стало традицией печь к празднику 8 Марта печенье и угощать мам и бабушек, делать елочные игрушки и украшать ими помещение группы, готовить поздравления и подарки к праздникам для мам и пап, высаживать рассаду и многое другое. Важно организовать детский труд, чтобы его содержание было интересным и увлекательным, доставляло детям радость и удовольствие. В процессе труда дети учатся договариваться между собой, уважительно относиться к результатам труда, экономно расходовать материалы.

Мы старались с помощью игр, разбора простейших социально-экономических ситуаций (в том числе рассказов и сказок), экскурсий по городу, в магазины вводить детей в мир экономики, при этом понимая, что принципиально важно формировать у дошкольников представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в богатствах природы, искусства, результатах труда людей.

Как показала практика, наиболее результативной формой работы с детьми стала регламентированная взрослыми сюжетно-дидактическая игра, в которую включается конкретное экономическое содержание (например, «Ярмарка», «Аукцион», «Выставка-продажа», «Супермаркет»). В игре облегчается процесс усвоения новых знаний и умений, она способствует развитию детской активности, самостоятельности, а кроме того, ставит перед ребенком конкретные нравственные задачи, например, купить для кого-то подарок, принять участие в благотворительной акции, помочь собрать урожай и т. д.

Занятия и сюжетно-дидактические игры расширяют экономический кругозор детей, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Сталкиваясь с проблемными ситуациями экономического характера в реальной жизни и игре, дошкольники приобретают опыт практической деятельности. Играя в магазин и «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Поэтому серию занятий мы посвятили ознакомлению дошкольников с денежными знаками. На занятиях дети узнавали, что есть деньги бумажные - купюры и металлические - монеты, что деньги имеют достоинство, что не всегда одна монета или купюра меньше, чем две и три. Мы уточняли, как называются купюры (рубли) и монеты (копейки), подчеркивали, что стоимость товара зависит от материала, из которого он сделан, времени, потраченного на его изготовление, трудовых усилий человека и качества работы. Каков товар - такова и цена!

Однако дети должны не только узнавать и называть денежные знаки, но и правильно распоряжаться деньгами. С этой целью мы знакомили детей с таким понятием, как «заработная плата», объясняли, что родители за свой труд получают деньги - зарплату, ведь не секрет, что многие дети не знают, откуда берутся деньги в кошельках у родителей. Нередко мы слышим в магазине: «Мама, купи...» и видим, с каким недоумением ребенок встречает заявление матери о том, что денег у нее нет: ведь он только что видел их в кошельке. Чтобы дети поняли, на что идут деньги, заработанные членами семьи, мы обсуждали с ними возможные варианты расходования денег. При этом исходили из жизненного опыта дошкольников: они ходят с родителями в магазин, в аптеку, в сберкассу, чтобы оплатить коммунальные услуги, парикмахерскую, посещают театр, кино, музеи, выставки, кафе и т. д.

По нашей просьбе родители вместе с детьми планировали на семейном совете текущие траты, определяя, что нужно оплатить в первую очередь, а на что можно потратить оставшиеся деньги. Сюжетно-дидактическая игра «Семья» помогала выяснить, научились ли дети соотносить доход с ценой на товары в игрушечном магазине, на что тратят заработанные деньги, чьи интересы при этом учитываются.

Реализация задач экономического образования и воспитания возможна лишь при условии полноценного решения задач трудового и нравственного воспитания, так как труд - ведущая экономическая категория, а нравственный аспект - важнейший в сфере экономических отношений.

Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод, что экономическое образование и воспитание следует начинать в семье и в дошкольном учреждении с

4-5-летнего возраста, используя для этого игры, разбор конкретных ситуаций, предлагая выполнение конкретных поручений. Это станет надежным фундаментом для дальнейшего формирования экономически грамотной личности.

Нина СТРУНИЛИНА, заведующая детским садом комбинированного вида №741, заслуженный учитель РФ; Софья БЛИНОВА, старший воспитатель