Сегодня об индивидуальном подходе приходится слышать довольно часто. Педагоги говорят: «К этому ребенку нужен индивидуальный подход». Родители вздыхают: «Моему ребенку требуется индивидуальный подход». Но в восприятии каждого свое представление индивидуального подхода.

Работая вместе с Ресурсным центром «Я и мир» по созданию условий для получения ребенком первого положительного опыта социализации, мы поставили перед собой цель - разработать модели индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку 5-7 лет в условиях детского сада. Вся работа была направлена на выявление индивидуальных особенностей детей

5-7 лет; определение методов, форм и средств, направленных на реализацию индивидуального подхода; подготовку методических рекомендаций для педагогов и родителей воспитанников. Возраст 5-7 лет был выбран не случайно. Именно в этот период жизни организм ребенка наиболее чувствителен и уязвим, так как особенно реагирует на внешние, в том числе и неблагоприятные, воздействия среды.

Работа в данном направлении начинается задолго до того, как ребенок приходит к нам в детский сад. Прежде всего мы беседуем с родителями, которые обращают внимание на те или иные особенности в развитии ребенка. Вся информация о ребенке, включая информацию, полученную от родителей, анамнез ребенка, рекомендации врачей, а также наблюдения психолога и педагогов вносятся в «Карту индивидуального развития ребенка-дошкольника». В карте отражены показатели, выявленные на основе диагностики и характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению (физическое, социальное, познавательное, эстетическое развитие). В качестве одной из основных характеристик дошкольника выступает его физическое развитие: овладение двигательными навыками и выразительность движений. Движения ребенка выражают его эмоциональное состояние. Понимание языка движений позволяет проникнуть в глубину эмоциональной сферы ребенка. Дополнительно в нашем Центре развития ребенка ежегодно проводится диагностика зрения всех детей, а также диагностика состояния здоровья на специальном аппарате «Здоровый ребенок», что позволяет отслеживать в динамике все изменения, связанные со здоровьем воспитанников. Данные диагностики также вносятся в индивидуальную карту ребенка. Карта не «диагноз» ребенка, для педагога она ориентир, с помощью которого можно сделать вывод об уровне развития ребенка и соответствии его возможностям возраста. Кроме этого, мы обращаем большое внимание на родителей воспитанников. Выстраивая стратегию взаимодействия с семьей, всегда учитываем данные так называемого социального анамнеза ребенка: возраст родителей, профессию, вредные привычки, состав семьи и многое другое.

В соответствии с индивидуальными данными по каждой возрастной группе составляется сводная схема-анализ «Экран здоровья». Ориентируясь на сводную схему, в детском саду формируются временные группы детей, имеющих те или иные особенности в развитии, с которыми работают наши специалисты. Таким образом, мониторинг развития ребенка и диагностика выступают основой разработки индивидуальной программы здоровья для каждого ребенка.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Мы широко используем различные формы работы: размещение информации в «Родительских уголках», в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ; консультации; устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания; семинары-практикумы; деловые игры и тренинги; дни открытых дверей для родителей; совместные физкультурные досуги и праздники. Стержнем этой работы стала индивидуальная программа оздоровления, разрабатываемая для каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе глубокой диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития.

Индивидуальные программы оздоровления предусматривают не только гибкий режим дня, закаливающие процедуры и разнообразные формы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с конкретным ребенком, но и участие его семьи как в общих и индивидуальных мероприятиях для родителей, так и в семейных клубах «Здоровье», «Папа, мама и я - спортивная семья», «Социально-эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка», причем темы занятий в клубах и формы их проведения выбирают сами родители через анкетирование и «Книгу предложений». На основании анализа комплексных результатов наблюдений и повторной медицинской диагностики в середине и в конце учебного года индивидуальные программы корректируются и в соответствии с этим даются дополнительные рекомендации как педагогам, так и родителям. Таким образом, данный алгоритм физкультурно-оздоровительной работы позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в ДОУ. Именно такой подход к воспитанию здорового ребенка позволил снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в области физического развития детей. Так, средняя заболеваемость за год составила 7 дней на 1 ребенка.

Индивидуальный подход значительно повышает степень мастерства педагогов. Ведь что значит подойти к ребенку индивидуально? Это значит понять самого ребенка: что он собой представляет, каковы его цели, что он может, что не может совсем, чего боится, что он любит, а что не любит, стеснителен или наоборот. Ребенок подчас представляет собой клубок проблем, тесно сплетенных друг с другом, в которых он и сам не может разобраться. «Почувствовать ребенка» - то важное качество, благодаря которому педагог становится профессионалом. Это опыт, появляющийся от общения с ребенком, накопление такого опыта возможно тогда, когда педагог в ребенке видит личность. Индивидуально подойти к ребенку - значит создать для него психологически комфортные условия. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, педагог должен всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах. А результатом работы будет не только усвоение программного материала, но и личностный рост детей, которым общение с педагогом помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее.

Т.ШУМОВА, заведующая ЦРР - детским садом №577, О.КРЫЛОВА, старший воспитатель ЦРР - детского сада №577