Мы живо интересуемся историей и культурой России, мы часто совершаем экскурсионные поездки по родному краю, создали фольклорный хор сотрудников, детей и родителей, который объединяет нас и поддерживает традиции русской певческой культуры.

Приобщить детей к традициям русской культуры нам помогает прежде всего музей детского сада. Во-первых, знакомить ребенка с историей и культурой своего народа легче всего через музей, где он познает историю и культуру языком символов и предметов. Во-вторых, наши экспозиции не копия музея для взрослых, где все экспонаты за стеклом. Дети в нашем музее - активные участники музейного действа, а не зрители. В-третьих, 90% экспонатов музея - игровой и учебно-вспомогательный фонд, а значит, дети могут все потрогать, рассмотреть, поиграть с экспонатами. Наш музей очень интересен детям. Если вы сомневаетесь, приезжайте к нам и посмотрите сами. Активно используя экспозиции музея, наши педагоги разработали цикл из 14 занятий «Прогулки в Царицыно», который помогает знакомить детей с историей родного края Царицыно и его архитектурным ансамблем.

Кто из нас не знает, что рассматривание картин - дело скучное для малышей. Но если полотно художника рассматривать в картинной галерее, используя метод «вхождения в картину» и другие средства музейной педагогики, картины оживают для ребятишек. Творческая группа педагогов нашего детского сада разработала цикл из 10 занятий в картинной галерее для разных возрастных групп «Мы идем смотреть Родину», на которых дети познают красоту нашей Родины, восхищаются ее природой.

Ознакомить детей с традиционными народными промыслами нам помогло внедрение инновационных технологий. Разработка нашими педагогами флеш-карт по музейной педагогике позволяет передавать особенности русских промыслов в виде любимых детьми мультиков. На занятиях с использованием флеш-карт «Матрешки», «Гжель», «Дымка» дети с огромным увлечением знакомятся с изделиями народного творчества и пробуют свои силы как мастера.

Использование компьютерных инноваций помогает активизировать учебно-воспитательный процесс, представить понятным для детей в настоящем время прошлое, вызывая у них чувства восхищения, радости.

Наш коллектив педагогов давно пришел к глубокому убеждению, что формировать духовно-нравственные качества личности ребенка нужно при взаимодействии детского сада и семьи. Поэтому всю деятельность по воспитанию лучших традиций русской культуры у наших малышей мы строим на основе содружества детского сада с семьями воспитанников.

Да, именно содружеством можно назвать многообразные формы взаимодействия с семьями, которые проводятся в нашем «Родничке»: творческие мастерские, семейные гостиные, родительский клуб, семейные экскурсии, дни матери и отца. Родители воспитанников не только активные, но и заинтересованные участники этого взаимодействия. Создание сайта детского сада и размещение на нем материалов по обмену семейным опытом служит повышению компетентности родителей и упрочению содружества педагогов и родителей воспитанников. Именно в содружестве с семьей мы видим перспективу преемственности поколений, формирования духовно-нравственных ценностей у детей, выраженных в сопереживании, доброте, отзывчивости, миролюбии, и воспитания наших малышей настоящими наследниками русской культуры.

В соавторстве с Московским гуманитарным педагогическим институтом изданы авторская программа нашего ЦРР - детского сада №2374 «Родничок» «Содружество: воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и детского сада» (под ред. Н.Микляевой и Н.Лагутиной, 2009 год) и методический комплекс к ней, который содержит около 80 конспектов и практических материалов интерактивных форм взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников.

Авторская программа - промежуточный итог, а главной идеей нашей деятельности стало создание системы воспитания детей и содружество детского сада с семьями воспитанников в духе наследия русских традиций.

Нина ЛАГУТИНА, заведующая ЦРР - детским садом №2374 «Родничок», лауреат премии города Москвы в области образования