Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тот тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, «что такое хорошо и что такое плохо». При взаимодействии семьи и детского сада такие ценностные представления начинают соотноситься с ценностями традиционной и современной культуры, группироваться вокруг ценностей здорового образа жизни, красоты и познания, добра и справедливости.

Следующий механизм социализации - идентификация - предполагает подражание ребенка своим родителям. Необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельность взрослых и начнет соотносить их с особенностями восприятия и понимания себя, что найдет отражение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой идентификации с взрослыми, входящими в «интимный» круг общения: родителями и воспитателями.

Понимание как следующий механизм социализации представляет собой активный процесс поиска и/или конструирования ребенком смысла сообщений, образов, схем, моделей, символов, знаков и других форм представления знаний и информации, а также интерпретации и конструирования смысла действий и поступков других людей в процессе общения с родителями как представителями культуры, способными к трансляции и воспроизведению, трансформации ценностей культуры и переводу их в смыслы личностного взаимодействия с ребенком. В процессе такого конструирования происходит перевод сообщений и текстов с языка предметных, операционных, символических и концептуальных значений на «внутренний язык» самого ребенка благодаря знанию родителями особенностей его внутреннего мира. Поэтому понимание как механизм социализации направлено на формирование самосознания ребенка и уверенности в точности и адекватности его представлений о предметах, явлениях и сущности.

В зависимости от сформированности данных механизмов каждая семья обладает большим или меньшим воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты семейного воспитания, в частности, действенность, сила и стойкость формирования ценностных ориентиров и их отражение в образах себя и мира, в культуре общения и деятельности ребенка, в становлении базиса личностной культуры. Большую роль в этом играет коллектив детского сада.

Опыт социализации детей через народную культуру в процессе взаимодействия семьи и педагогов ЦРР - детского сада №2374 (заведующая - Н.Лагутина) доказывает это. Его специфика не декларируется, а действительно реализуется в практике работы детского сада, в авторской программе «Содружество» и методическом комплексе к ней, находит отражение в содержании психолого-педагогического сопровождения воспитанников и этапов взаимодействия с семьями воспитанников.

1-й этап: изучение возможностей семьи и ее воспитательного потенциала (на уровне оценки сформированности ценностных ориентиров у детей, связанных с усвоением содержания семейной и народной культуры).

2-й этап: повышение педагогической культуры родителей в процессе формирования механизмов социализации детей и приобщения семей к традиционной культуре.

3-й этап: организация совместной детско-родительской деятельности в процессе социально-нравственного и патриотического воспитания.

4-й этап: формирование родительских общественных объединений, направленных на формирование ценностных ориентиров социально-нравственного и патриотического характера.

5-й этап: комплексное решение задач формирования у детей ценностных ориентиров (здорового образа жизни, эстетических, социально-нравственных ценностей и ценностей познания) в процессе активного взаимодействия родителей, воспитанников и педагогов.

Содержание этих этапов направлено на формирование механизмов идентификации и понимания, подкрепления социально и культурно идентичного поведения детей в процессе их приобщения к ценностям традиционной русской культуры, воспитания их в духе любви к Родине, к России, уважения к ее истории, традициям и наследию. Об этом свидетельствует единство тематических блоков занятий с детьми и детско-родительских экскурсий, проектной деятельности воспитанников и их родителей на каждом этапе работы: «Мой мир», «Семейные ценности», «Святые наши имена», «Семейные традиции», «Годовой цикл праздников», «Мы идем смотреть Родину», «Дорогая моя столица», «Прогулки в Царицыно», «Коломенское».

При этом спецификой взаимодополнения механизмов социализации детей в условиях семьи и детского сада выступают адаптированные методы и приемы формирования умений и навыков партнерства для смешанного коллектива взрослых и детей. Например, в лекционной части занятий родительского лектория, семинаров-практикумов, семейных гостиных и семейного клубов используется методы выявления запроса родителей, метод сравнения и анализа всех аспектов развития и существования семьи в традиционном и современном обществе. При этом производится первичная и текущая диагностика детско-родительских отношений, социально-нравственной и патриотической воспитанности детей с помощью метода наблюдения и опроса. Особый акцент делается на анализе форм и методов воспитания уважения и любви к родителям, семье и предкам, Родине.

В практической части занятий осуществляется поиск форм и методов реализации, корректировки и формирования нового запроса, связанного с формированием ценностных ориентиров и семейных традиций посредством приобщения семьи к традиционной культуре. При этом психолог и педагог дополнительного образования помогают сделать выбор соответствующего вида совместной продуктивной и творческой деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей родителя и ребенка, объясняет смысл отдельных операций для формирования идентификации с членами своей семьи, представителями рода и народа, гармонизации взаимоотношений каждого члена семьи друг с другом и внешним миром. Благодаря этому детям и взрослым становится легче обращаться в проблемных жизненных ситуациях к родовой этнической памяти, связанной с традиционными для данного народа способами разрешения внутренних и внешних конфликтов, а также с традиционным мировоззрением, что обусловливает иное, более гармоничное восприятие мира и помогает определению своего места и места своей семьи в нем, формированию у родителей правильных и четких педагогических установок на процесс социализации, присвоения и становления ценностных ориентиров у сына или дочери. Большую роль в этом играет использование метода проектов с детьми и родителями.

Использование на практике этих форм и методов работы с семьей на следующем этапе работы - на этапе создания академии родителей - делает возможным использование методов формирования запроса на воспитание ценностных ориентиров детей, метода ресурсного круга и метода самоорганизации родителей на основе партнерства и содружества, методов проектов и коллективных творческих дел, методов рефлексии. Так постепенно складывается педагогическое сообщество, часть которого - родители. Это отражается на уровне и качестве их самоорганизации и самоуправления детским садом, на их желании разделить миссию детского сада. Большую роль в этом играют совместные с родителями праздники, связанные с народным календарем и православными традициями: «Осенины», «Рождественские утренники», «Весенний прилет птиц», «Масленица - проводы зимы», «Пасхальная радость». Эта направленность, наличие внутреннего, духовного смысла годового цикла семейных и народных праздников очень трогает сердце и глубоко проникает в души детей и взрослых, объединяет их, способствует усилению механизмов идентификации и понимания.

Другое, не менее важное, средство объединения и сплочения детей и взрослых на основе русских традиций - деятельность социокультурного клуба «Родник». В семейном социокультурном клубе «Родник» интегрированы многие формы взаимодействия детского сада и семьи. Это клуб по интересам родителей воспитанников всего детского сада.

Занятия социокультурного клуба объединяют взрослых и детей: здесь они осваивают мастерство изготовления народных кукол, поделок из природного материала, используют это в игровом общении с ребенком дома. Особый интерес в связи с этим представляет разработанная сотрудниками детского сада технология изготовления флеш-карт для проведения занятий с воспитанниками, позволяющая в доступной и привлекательной для детей форме развивать интерес к традиционным ремеслам, ознакомиться с технологией изготовления народных игрушек и предметов быта, попробовать себя в качестве народного умельца или хозяюшки, продемонстрировать родителям свои умения и... вовлечь их в совместную творческую деятельность. Поэтому сформированные механизмы социализации ориентированы на этом этапе уже не просто на адаптацию ребенка средствами традиционной культуры, а на формирование активной социальной позиции.

Фактором, способствующим усилению данного эффекта, выступает практика коллективных творческих дел. В частности, к ней относятся акции «Милосердие» по взаимодействию с домом ребенка №25, в котором воспитываются дети-инвалиды и дети-сироты. Взаимопонимание педагогов и родителей ДОУ способствует регулярным встречам с детьми из дома ребенка. Родители, воспитанники ДОУ и сотрудники готовят подарки маленьким гостям из детского дома, продумывают программу каждой встречи. Такое взаимодействие помогает социальной адаптации детей-инвалидов, а сотрудникам, детям, родителям дает возможность проявить заботу, милосердие и сострадание по отношению к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Воспитанники ДОУ, общаясь с детьми-инвалидами, обретают опыт доверия и понимания, что все люди разные и их надо принимать такими, какие они есть. Взаимодействие с домом ребенка значительно влияет на процесс и результаты духовно-нравственного воспитания детей как в условиях детского сада, так и семьи. Это высший уровень социализации детей в процессе приобщения к традиционной культуре, который наиболее ярко свидетельствует о перспективности опыта детского сада и его потенциале как ресурсного центра «Наследники русских традиций».

Наталья МИКЛЯЕВА, научный руководитель ЦРР - детского сада №2374